2015/02/25 11:00:26

Интервью с руководителем блока «информационные технологии» «Промсвязьбанка» Андреем Овсянниковым

Руководитель блока «информационные технологии» «Промсвязьбанка» Андрей Овсянников в интервью TAdviser в феврале 2015 года рассказал о том, как устроена ИТ-инфраструктура банка, какие проекты были реализованы в 2014 году и о планах на текущий год.

Андрей Овсянников

TAdviser: Андрей, расскажите, пожалуйста, как устроена ИТ-инфраструктура «Промсвязьбанка»? Какие ключевые системы используются для автоматизации основной и операционной деятельности?

Андрей Овсянников: Блок информационных технологий «Промсвязьбанка» уделяет большое внимание резервированию и отказоустойчивости информационных систем банка, начиная с канального уровня и заканчивая бизнес-приложениями и рабочими местами пользователей. Исходя из этого, ИТ-инфраструктура банка имеет распределенных характер и базируется на двух опорных узлах в Москве и восьми базовых филиалах региональной сети. В 2014 году банк открыл в Ярославле еще одну опорную точку, в которой был развернут Сервисный центр. Таким образом, распределение ИТ-инфраструктуры по нескольким географическим точкам значительно повышает степень отказоустойчивости эксплуатируемых в банке систем

Телекоммуникационное и серверное оборудование объединено в отказоустойчивую схему, отвечающую высоким требованиям бизнеса банка к показателям непрерывности работы. В соответствии с имеющимся в банке планом обеспечения непрерывности основной и операционной деятельности, блок ИТ реализует стратегию диверсификации рисков. Поэтому ИТ-инфраструктура размещается как в двух собственных ЦОДах, так и по планам – в коммерческих ЦОД, в том числе и географически распределенных.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга

Региональные офисы банка подключаются к центру посредством услуги IP- VPN от нескольких операторов услуг связи. Это позволило банку организовать отказоустойчивое подключение офисов с помощью основного и резервного каналов, опирающихся на независимые транспортные сети.

В «Промсвязьбанке» существует понятный список критичных для бизнеса систем, к эксплуатации которых предъявляются особые требования. К ним относятся АБС «Новая Афина», SAP, СЭД Documentum, трейдерские системы MiSys, Quik и, конечно, системы ДБО PSB-Retail и PSB-Online.

TAdviser: Как устроен ИТ-департамент «Промсвязьбанка»? Сколько человек в нем работает?

Андрей Овсянников: Структура блока «Информационные Технологии» претерпела ряд изменений в 2014 году. Отдельно были выделены такие функции как проектное управление и ИТ-архитектура. Это позволило нам более четко сегментировать внутренние ресурсы, а также сфокусироваться на ключевых бизнес-проектах и оптимизационных мероприятиях. В остальном структура Блока отражает жизненный цикл банковских продуктов, т.е. выделены департаменты системного анализа, разработки, внедрения и сопровождения; проработан формат взаимодействия с ИТ-ресурсами в регионах. Общая численность штата сотрудников составляет 380 человек, что по моему мнению, является оптимальным с точки зрения количества эксплуатируемых систем и объема инициатив бизнеса.

TAdviser: А как организована работа над ИТ-проектами в «Промсвязьбанке»?

Андрей Овсянников: В первую очередь запрос на разработку нового проекта поступает от менеджеров блоков бизнес-сегментов в блок развития. В его компетенцию входят стратегия, маркетинг и управление проектами. Блок развития является держателем бизнес-архитектуры банка и оценивает все входящие запросы на соответствие общей стратегии и целям других бизнес-сегментов.

На этапе утверждения важно определить, как реализация данного проекта повлияет на восприятие бренда банка в целом и на продвижение отдельных продуктов в частности. Разносторонняя экспертиза коллег из блока развития позволяет провести такой импакт-анализ быстро и качественно. По результатам анализа блок развития и блок информационных технологий принимает совместное решение о внедрении проекта. Такой подход позволяет существенно сократить сроки согласования, работы над проектом и выведения продукта на рынок.

TAdviser: Расскажите, пожалуйста, о крупнейших ИТ-проектах, реализованных в банке в 2014 году?

Андрей Овсянников: Большая часть прошлогодних проектов была направлена на повышение комфорта общения клиентов с нашим банком. Изменения коснулись как «живого» общения клиентов в наших отделениях и дополнительных офисах, так и дистанционных каналов. В 2014 году были внедрены алгоритмы автоплатежей, автоинформирование и уведомления клиентов, расширены возможности онлайн-статистики проведенных операций; появились такие уникальные продукты, как виртуальная предоплаченная карта (осуществление платежа с карточного счета без носителя) и NFC@Work ( NFC-стикеры с привязкой к счету карты в качестве дополнительных средств платежа). Для клиентов расширился спектр услуг, доступных через АТМ, что в то же время позволило значительно снизить операционные расходы.

Много внимания в 2014 году было уделено обогащению профилей и развитию концепции личного кабинета интернет-пользователя, появилась возможность анализа поведения посетителей интернет-банка. При этом мы максимально синхронизировали все активности в электронных каналах, своевременно обновляя версии планшетного, мобильного и интернет-банка.

Для корпоративных клиентов были внедрены такие продукты, как трехсторонний электронный документооборот по факторинговым операциям, функционал идентификации платежей, поступивших на расчетные счета клиентов, с использованием механизма «виртуальных» счетов, функционал для сопровождения поручительств по договорам долевого участия, а также ряд бонусных программ. Много положительных отзывов получил интернет-магазин сервисов store.psbank.ru, позволяющий упростить операционную деятельность и регулярную отчетность предпринимателей.

Среди внутренних проектов можно выделить запуск автоматической самообучающейся системы по предотвращению финансового мошенничества, которая позволила нам значительно сократить объем средств, выплачиваемых банком в качестве компенсации убытков и штрафов. Стоит также отметить выведение части унифицированных функций в регионы, последующее обучение и построение центра компетенций на базе Сервисного центра.

Традиционно мы уделяем много внимания обеспечению соответствия , требованиям законодательства и регуляторных органов. В частности, были реализованы механизм проверки клиентов по справочнику FACTIVA, алгоритм идентификации клиентов (FATCA) в рамках требований США, мультифилиальная версия обмена с Федеральной налоговой службой через центральную точку входа. Помимо этого, по всем регионам была запущена система обмена информацией с Федеральной службой судебных приставов.

TAdviser: А каковы планы банка по направлению ИТ на 2015 год?

Андрей Овсянников: 2015 год будет годом продуманных и взвешенных решений как в части разработки бизнес-продуктов, так и в части использования и развития внутренних ресурсов. В настоящий момент мы завершаем построение «Единого окна» - веб-приложения, позволяющего автоматизировать работу клиентских менеджеров. Внедрение данного решения позволит одновременно увеличить продажи и сократить внутренние затраты.

Другим крупным проектом мы считаем единое хранилище данных, среди его преимуществ единая витрина, единый информационный слой для отчетности и бизнес-анализа. Решение, на базе которого будет создано хранилище, еще не выбрано: мы рассматриваем продукты основных крупных вендоров, включая SAP и Microsoft. При этом не исключаем и российских производителей.

Также в планах на этот год стоит оптимизация инфраструктуры банка с учетом пересчета стоимости владения информационными системами. Также мы планируем продолжать успешную практику наращивания компетенций в регионах.

TAdviser: Планирует ли ваш банк предпринимать какие-то шаги по импортозамещению в области ИТ в связи с санкциями Запада в отношении России?

Андрей Овсянников: На мой взгляд, санкции сейчас могут ударить по тем компаниям, у которых с вендорами заключены договора по подписке при аренде программного обеспечения. Мы практически не используем эту практику. Поэтому мы в первую очередь отталкиваемся от стоимости владения продуктов, и если нам как банку будет экономически выгодно перейти на российский софт, то мы будем к этому двигаться.

В случае ужесточения санкций наша инфраструктура останется устойчивой, мы продолжим пользоваться теми продуктами, которые уже куплены. У нас будет время, чтобы при необходимости перевести свою инфраструктуру на другие продукты, если это потребуется.

Некоторые коллеги по рынку выражают интерес к платформам с открытым кодом, на которые можно было бы перевести некоторые из своих уже функционирующих систем. Мы пока не считаем целесообразным это делать ни с экономической точки зрения, ни с точки зрения безопасности. В то же время мы, например, с интересом сейчас смотрим на Open Source решение Camunda BPM.

Что касается аппаратных решений, существуют аналоги азиатского производства, которые могут стать альтернативой западным продуктам. В этом направлении мы также отслеживаем опыт наших коллег из некоторых других банков, чтобы оценить, к каким качественным результатам приведет использование азиатского оборудования.

TAdviser: Некоторые банки уже организовали либо планируют организовать предоставление различных ИТ-сервисов своим и внешним клиентам. Хотелось бы узнать о подобной практике в «Промсвязьбанке».

Андрей Овсянников: «Промсвязьбанк» является высокотехнологичным банком и предлагает своим клиентам инновационные ИТ-услуги, пользующиеся большой популярностью и стабильно занимающие верхние строчки различных рейтингов. Некоторые из них являются уникальными на рынке и помогают привлечь в банк новых клиентов. В первую очередь, хотелось бы отметить систему интернет-банкинга для физических лиц - PSB Retail, созданную силами команды высококвалифицированных ИТ-специалистов банка.

В рамках интернет-банкинга для физических лиц PSB-Retail нами был реализован сервис «Умные деньги». Он был презентован клиентам в октябре 2013 года. Это система управления личными финансами, позволяющая эффективно вести свой бюджет, анализировать ежемесячные траты, самостоятельно создавать категории доходов и расходов, выбирать суммы для накопления средств и планирования больших покупок. Кроме этого, сервис предоставляет клиентам уникальную для российского рынка возможность сравнивать свои траты с эталоном по сегменту к которому относится клиент. Принципиальным отличием сервиса «Умные деньги» от небанковских сервисов подобного рода является то, что клиенту не требуется вбивать карточные транзакции вручную.

Уже в 2015 году банк запустил интернет-магазин для малого и среднего бизнеса store.psbank.ru, в котором собраны продукты и сервисы, позволяющие не только легко начать новый бизнес, но и повысить эффективность управления компанией. В «Бизнес-маркете» представлен широкий выбор сервисов, с помощью которых индивидуальные предприниматели и юридические лица могут самостоятельно вести бухгалтерию и дистанционно сдавать отчетность, управлять продажами и работой склада, отслеживать изменения в законодательстве, распоряжаться документами, проектами и клиентской базой.

С помощью сервисов «Бизнес-маркета» клиенты могут самостоятельно создавать сайты своих компаний и интернет-магазины без опыта работы в этой сфере, а также получать специальные предложения от партнеров на приобретение продуктов и дополнительных сервисов. Кроме этого, в «Бизнес-маркете» представлены готовые решения для успешного старта бизнеса и торговли как онлайн, так и оффлайн.

TAdviser: Насколько широко в ПСБ представлена разработка ПО собственными силами?

Андрей Овсянников: В банке практически в равной степени мы используем как приобретенные промышленные решения, так и собственные продукты. Самостоятельная разработка обусловлена рядом факторов: это и особенности законодательства, и требования регуляторов, и необходимость поддержания и наращивания внутренних компетенций по ряду критичных для банка бизнес-процессов, и многое другое.

Ярким примером является система автоматизации розничного бизнеса Банка PSB-Retail: наш интернет-банк не раз признавался лучшим как самими пользователями, так и авторитетными международными компаниями. Еще один отличный пример – это интернет-банкинг PSB On-Line для юридических лиц. Основной функционал данного комплекса систем – это прием платежей и других электронных документов от клиентов и их автоматизированная обработка сотрудниками банка. PSB On-Line занял первое место в рейтинге эффективности интернет-банков для зрелого бизнеса 2014 компании Markswebb Rank&Report, а количество юридических лиц, подключенных к нашей системе, превысило 95 тыс. предприятий.

С 2010 года факторинг «Промсвязьбанк» ежегодно лидирует в различных рейтингах российского рынка финансовых услуг. В этом есть заслуга и внутрибанковского решения PSB Факторинг. А в конце октября 2014 г. в банке был запущен пилотный проект по реализации электронного документооборота по факторингу на базе PSB On-Line – мы работаем над тем, чтобы новый инструмент стал верным и удобным помощником для наших клиентов.

Хотелось бы выделить отдельный пласт – так называемые «кредитные конвейеры». Наши системы, реализованные на платформах SAS и Documentum, принимают решения по заявкам на кредит в розничном сегменте, а также в сегменте «малый и средний бизнес», что делает кредитный процесс еще более надежным.

Также в нашем банке широко представлены решения на базе продуктов IBM: например, благодаря СЭД, реализованным на платформе IBM Notes, сокращаются сроки рассмотрения документов, повышается прозрачность внутренних процессов согласования и исполнения. В стадии приемочного тестирования находится портальное решение «Лимит-Сервер», позволяющее сотрудникам бэк-офиса в режиме онлайн обрабатывать лимиты клиентов банка. В процессе реализации находится проект «Единое окно для клиентских менеджеров» – уже сейчас проделаны работы по интеграции с внутренними системами банка, что дает уверенность в успехе данного решения.

И, конечно, даже промышленные решения (ИСУБД «Новая Афина», Diasoft-Custody, SAP ERP и др.) требуют оперативных доработок в соответствии с изменяющимися требованиями банка и законодательства: и здесь на помощь также приходят наши профессиональные команды аналитиков и разработчиков.

TAdviser: Использует ли ваш банк услуги ИТ-аутсорсинга? Если да, то какие именно процессы переданы на аутсорсинг, и как вы оцениваете его эффективность?

Андрей Овсянников: Как и многие организации, «Промсвязьбанк» постоянно проводит мероприятия по оптимизации накладных расходов и отказа от непрофильной деятельности. В тех сегментах, где потенциал оптимизации наиболее велик за счет привлечения внешних подрядчиков, банк активно использует аутсорсинг. В части аутсорсинга ИТ-услуг наиболее эффективно себя показали сервис печати; сопровождение и обслуживание ИТ-инфраструктуры точек продаж в региональной сети; а также информационная и техническая поддержка системы ДБО (PSB-OnLine).

Наиболее критичные системы и оборудование обслуживаются представителями производителей, в том числе и нашими зарубежными партнерами.

Передача на внешнее обслуживание сервисов позволила банку сократить расходы, повысить эффективность вложений в ИТ-активы, а также освободить собственные ресурсы для выполнения ключевых задач нашего бизнеса.