Основная статья: История музыки в России
С.В. Рахманинов написал "Всенощное бдение" во время Первой мировой войны. Впервые произведение было исполнено 10 марта 1915 года в Большом зале Благородного собрания в Москве (ныне Колонный зал Дома Союзов) Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина. Композитор посвятил свое произведение С.В. Смоленскому - выдающемуся церковному музыканту и хоровому деятелю.
"Всенощное бдение" Рахманинова принадлежит к вершинам хорового искусства. Эта музыка и по сей день признается непревзойденным "венцом московской школы" духовной музыки.
В основу "Всенощной" Рахманиновым положены древние церковные распевы, бытовавшие в практике православного богослужения в разных вариантах: знаменный, греческий, киевский, а также собственные музыкальные темы композитора, стилистически единые с древними распевами.
Несмотря на необыкновенный успех премьеры, дальнейшая судьба "Всенощной" сложилась непросто. Как церковное сочинение оно не вошло в литургическую практику и оставалось в основном на концертной эстраде. Исключением стала традиция ежегодного исполнения этого произведения церковным хором под управлением Н.В. Матвеева в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Большой Ордынке в Москве. После кончины Н.В. Матвеева в 1993 году многие заложенные им традиции, в том числе исполнение "Всенощной" Рахманинова, были прерваны.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
В 1995 году Петербургский камерный хор был номинирован на премию «Грэмми» за исполнение "Всенощного бдения" Сергея Рахманинова.
26 марта 2016 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Всенощное бдение в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Патриаршего Черниговского подворья в Москве.
Кульминацией "Всенощной" Рахманинова являются песнопения, посвященные Воскресению Спасителя, поэтому за богослужением эта музыка может звучать только накануне Воскресного дня.
Академический большой хор "Мастера хорового пения" под руководством художественного руководителя Л.З. Конторовича исполнил за богослужением произведение С.В. Рахманинова "Всенощное бдение". За Всенощной также пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
По окончании богослужения митрополит Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
"Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днем, днем памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. Сегодня на Всенощном бдении силами государственного академического хора "Мастера хорового пения" было исполнено "Всенощное бдение" Сергея Васильевича Рахманинова. Это замечательное музыкальное произведение очень редко звучит в храмах, потому что оно очень трудно для исполнения. Требуются поистине мастера хорового пения, чтобы разучить и достойно исполнить это произведение. Но в нем, написанном в 1915 году, по сути дела в канун революции, отразилась вся история нашей Церкви, история нашей духовной музыки с тех самых времен, когда вместе с богослужением она была принесена из Византии.
На протяжении многих лет и многих столетий в нашей Церкви употреблялись только одноголосные распевы - знаменный и затем другие распевы, которые в течение веков звучали и в монастырях, и в храмах Русской Православной Церкви. Потом наступило время, когда после реформ Петра I западное влияние проникло в наши храмы. Стали петь на четыре голоса, по-итальянски. Но душа русского человека все равно лежала к древним распевам, и в течении всего XIX века наши великие композиторы, в том числе Петр Ильич Чайковский, стремились к тому, чтобы восстановить первобытную старину, чтобы гармонизовать древние распевы и вернуть нашему церковному пению тот национальный русский дух, который был ему присущ до реформ Петра Великого. В большей или меньшей степени это удавалось разным композиторам, но ни одному из наших великих композиторов не удалось так глубоко приникнуть в дух древних распевов, так глубоко почувствовать древнюю русскую духовную музыку, как это сделал Рахманинов.
В этом произведении, которое сегодня прозвучало, нет ни одной оригинальной мелодии. Все мелодии заимствованы из обихода, но богатая гармонизация - уникальная способность Рахманинова передавать звон колоколов, в том числе через голоса хорового пения, - придает этому произведению совершенно особое звучание. Это красивая, глубокая и молитвенная музыка. Когда о "Всенощной" Рахманинова говорят как о светском произведении, я категорически не соглашаюсь. Думаю, что мы смогли убедиться в том, что это произведение прекрасно звучит не только на сцене концертного зала, где чаще всего оно исполняется, но и в стенах православного храма, для которого было предназначено.
Я рад тому, что это произведение сегодня прозвучало в храме Иоанна Предтечи под Бором. Это первое подобное событие в истории нашего храма. Никогда раньше здесь не звучала "Всенощная" Рахманинова. Хотел бы поблагодарить хор "Мастера хорового пения", художественного руководителя Льва Зиновьевича Конторовича, который с большим мастерством и с большой душой исполнил это произведение. Всех вас поздравляю с праздником. Да хранит вас всех Господь!"