Содержание |
Цифровая трансформация в отечественном образовании набирает обороты, делая Россию в некоторой части драйвером роста рынка EdTech в Восточной Европе. По оценке «Исследования российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий»[1], среднегодовой рост онлайн-образования в России составляет 17-25%. Однако в мировом значении объем российского рынка EdTech не достигает и 1%. Это с учетом того, что менее 3% мировых расходов на образование приходится на внедрение технологий, что оставляет эту сферу среди отстающих по цифровому развитию, вопреки уверенному росту рынка EdTech.
Барьеры
Несмотря на высокий потенциал использования современных технологий в образовательном процессе, его развитие тормозится рядом барьеров. Так, например, использование смартфонов может отвлекать учащихся на социальные сети. Тем не менее запрет на использование гаджетов непродуктивен, поскольку они неизбежно будут обходить строгие правила, которые, к тому же, будут восприниматься как посягательство на личное пространство. Гораздо эффективнее здесь будет планирование более вовлекающих занятий.
Вторым барьером внедрения информационных технологий может являться кажущееся отсутствие личного общения. Однако необходимо понимать, что никакие технологии не заменяют талант учителя, наоборот, они являются лишь педагогическим инструментом, который синтезируется в реальную деятельность и сопровождает ее.
В-третьих, можно встретить некоторое сопротивление учителей. Такое же непонимание вызвало в XIX веке появление классной доски[2], которая в итоге изменила модель обучения во всем мире. На практике благодаря развитому интеллекту даже учителя пенсионного возраста успешно осваивают технологические новинки.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Чувствительным вопросом для образовательного учреждения является стоимость. Впрочем, это можно отнести к любой организации, поэтому важно понимать, на чем можно будет сэкономить после цифровизации: финансовые и временные затраты на печать и административные функции, расходы на учебные материалы. Облачные технологии дают возможность исключить высокие затраты на аппаратную часть и оплату труда ИТ-специалистов.
Конечный потребитель – ученик
Преимущества растущей роли EdTech значительно перевешивают недостатки. В зависимости от возраста обучающихся эффективность электронных технологий в обучении в той или иной степени подтверждается отчетом Национального бюро экономических исследований (США)[3]. Несмотря на разнообразие барьеров, при правильном внедрении технологии могут повысить вовлеченность студентов и чувство достижения, особенно среди отстающих учащихся. К такому выводу пришли ученые Стэнфордского университета после анализа 70 исследований[4]. Как это ни странно, электронные средства обучения способствуют укреплению совместной деятельности и коллективному решению проблем. Более того, такая коллаборация разрушает географические ограничения и раздвигает границы образовательной среды. С учетом ускорения темпа жизни такая коллегиальная работа может вестись в любое время суток, месте и темпе благодаря облачным технологиям.
Другой позитивной стороной является возможность разработки таких планов занятий, которые захватывают внимание и одновременно обучают за счет геймификации, видеолекций или подкастов и ведут к сдвигу целеполагания с подхода получения знаний «ради оценки» к обучению навыкам и мышлению для жизни. Планы занятий могут быть более персонализированными и адаптированными под сильные и слабые стороны, склонности, навыки и интересы ученика, которые последовательно измеряются электронными инструментами трекинга и анализа.
Цифровизация образовательной организации
Многие руководители образовательных организаций не имеют непосредственного опыта работы с учителями по внедрению технологий в учебный процесс. Это существенно затрудняет выбор инструментов, систем и программ. Поэтому при планировании приобретения того или иного инструмента или программы следует учитывать несколько рекомендаций, чтобы избежать множества подводных камней.
Инвентаризация цифровой среды
В первую очередь необходимо провести полную инвентаризацию цифровой среды организации: аппаратное и программное обеспечение, приложения и всё, что с ними связано. Следует рассчитать текущие затраты на лицензии текущего ПО, чтобы выяснить, что не используется, что можно исключить или оптимизировать.
Кроме этого, как показывает практика, выбор ПО администрацией образовательной организации не всегда совпадает с предпочтениями конечных пользователей – учителей и учащихся. Поэтому по каждому пункту итогов инвентаризации следует провести опрос среди сотрудников: круг желаемых и фактических пользователей технологии, частота, запланированные и фактические цели использования, требуемые и фактические ресурсы для поддержания работы технологии, показатели влияния технологии на эффективность обучения, удовлетворенность технологией.
Определение приоритета
На втором этапе лучшим решением станет создание некоего формального или неформального экспертного совета, в который бы могли входить не только сотрудники образовательной организации. Главная задача на этом этапе – сформулировать ответ на вопрос, для чего требуется технология: к примеру, сопровождение одной из форм обучения, сообщение родителям об успехах в учебе, стимулирование взаимодействия между учителями, определение уровня овладения знаниями, навыками, компетенциями, определение проблем в их овладении, сокращение временных затрат на анализ успеваемости, обеспечение тематического учебного курса или иная цель.
Четкий ответ станет точкой фокусировки, вокруг которой будет происходить процесс приобретения. Поэтому в целях предосторожности начать следует не с запросов предложений, а с запросов информации, которые позволят сориентироваться на рынке ИТ-услуг.
Сравнительный анализ
После получения информации и предложений необходимо их суммировать и сопоставить в виде параметрической таблицы. Это позволит сузить пул поставщиков до двух-трех, требовать приведения их данных и презентаций под некоторый единый стандарт и провести более точные параллели в показателях. Особенно ценной информацией будут данные о результатах применения программ или информационных систем у конкретного заказчика.
Поставщики могут попытаться соблазнить вас бесплатной пробной версией. В то время как на основе бесплатной пробной версии можно получить представление о том, как продукт выглядит и как учащийся или другой пользователь может просматривать и использовать его, это вряд ли даст много дополнительной информации и приведет к глубокому пониманию того, как продукт может работать в конкретной образовательной организации.
Возможности интеграции данных
Прошли те времена, когда под каждую конкретную задачу создавалась отдельная программа. Но и создание одной всеобъемлющей программы под максимальное число задач далеко не всегда оправданно. В любом случае перед организацией рано или поздно встанет проблема максимальной автоматизации рутинных процессов, которая невозможна без интеграции данных. К примеру, покупка двух типовых решений под разные задачи у разных поставщиков может обнажить трудности взаимодействия между ними, которые нивелируют выгоды от их использования ручным повторным вводом данных, ошибками, затратами на многократные сверки и корректировки. В конце концов это потребует дополнительной разработки вариантов их «склейки». Лучшим вариантом может быть разработка программы, которая бы изначально подходила под потребности автоматизации.
Стоимость и гарантии
В случае готовых решений обычной практикой стала модель SaaS (программное обеспечение как услуга), которая привязывает клиента обязательной подпиской в зависимости от количества пользователей. Коробочные решения, которые предполагают установку не на базе облака, а на базе сервера образовательной организации, требуют расчета стоимости продления лицензий, поддержки запуска продукта и обслуживания.
Уровень сервиса – это то, что отличает надежных поставщиков от хороших. Важно найти того, кто будет предоставлять хороший сервис не только при продаже продукта, но и будет сопровождать на всем пути от внедрения до поддержки в течение всего срока службы продукта.
Еще одной статьей расходов может стать обучение персонала, которое может быть частью договора. Это именно тот момент, стоимость которого в ходе переговоров можно снизить в качестве скидки. Наоборот, разработка программы «с нуля» предполагает длительное тесное взаимодействие с заказчиком для максимального соответствия сформированным потребностям и исключения замусоривания программ ненужными функциями. Свобода условий договора и конкуренция заставляют разработчика создавать максимально удобные программы, которые бы вызывали минимум вопросов со стороны заказчика.
Практический опыт цифровизации
Международная компания Omega-R[5] имеет более 8 лет опыта разработки и интеграции сотен ИТ-решений в различных сферах по всему миру. Мы с легкостью находим неожиданное и креативное применение существующим решениям. В нашем портфолио – несколько успешных проектов в области образования, которые помогают заказчикам работать на ином уровне: удобно, эффективно, качественно.
Приложение для видеокурсов
ITproTV – это американская учебная онлайн-платформа, занимающаяся съемкой и распространением видеокурсов совместно с экспертами из Apple, Microsoft, Cisco, Linux, PMI и других компаний. Исследование[6] потребностей заказчика и анализ опыта пользователей платформы, проведенные специалистами компании Omega-R, показали необходимость создания Android-приложения и стримингового канала для ТВ-приставки Roku. Удобный интерфейс приложений, следование потребностям пользователей, использование стека самых современных технологий разработки, воплощенные нами в продуктах, позволяют ITproTV оставаться среди лидеров американского рынка онлайн-обучения и привлекать обучающихся со всего мира.
Работа с Omega-R была эффективной и легкой, потому что их циклы разработки и коммуникации синхронизированы с нашими. К тому же у ITProTV был отличный менеджер, с которым легко строилась коммуникация. Спасибо, Omega-R! Мы с нетерпением ждем продолжения нашего партнерства в разработке приложений. Ryan Earls, Customer Experience Manager ITProTV
|
Онлайн-платформа сертификации специалистов
CompTIA – одна из международных некоммерческих ассоциаций в сфере информационных технологий, основным направлением деятельности которой является сертификация ИТ-специалистов более чем в 120 странах мира. Имея 35-летний опыт сертификации более 2 млн. специалистов и высокий уровень экспертизы в сфере ИТ и достигнув ежегодного объема сертификации в 30 тысяч экзаменов, компания пользовалась исключительно физическими тестовыми центрами, годовая плата за услуги которых исчислялась в несколько миллионов долларов. Компания Omega-R разработала защищенную многопользовательскую онлайн-платформу сдачи экзаменов. Система использует обученную нейросеть для слежки за экзаменуемым и соблюдения им регламента. Модульная структура позволяет платформе самостоятельно высчитывать результат сдачи экзамена и мгновенно принимать решение о выдаче сертификата.
Мы впечатлены[7] качеством их работы и опытом взаимодействия с ними. Они прямо сообщали о нежизнеспособности некоторых наших идей. По моему опыту, это довольно редкий случай для программистов. Даже для такой простой вещи, как дизайн логотипа, они смогли определить возможные проблемы. В ответ они создали для нас другой логотип, который функционировал во всех средах. Мы были впечатлены этим решением и инициативой. Они хотят, чтобы у заказчика всё было в порядке. Они обеспечили нас отличными специалистами с впечатляющими навыками. Todd Thibodeaux, CEO CompTIA
|
Инструменты контроля качества образования
Министерство образования Микронезии обратилось к Omega-R с задачей разработки решений, которые бы помогли повысить качество образования в стране. В результате были спроектированы 2 взаимосвязанных приложения[8]. Приложение PEST позволяет менеджеру качества образования заполнять опросные листы об образовательных учреждениях, которые автоматически пересылаются в центр обработки статистики. Далее сведения передаются в приложение POED для комплексной обработки и публикации государственной статистики в сфере образования в виде обобщенных аналитических модулей.
На платформе Android компания Omega-R разработала приложение и его дизайн. В основу легли макеты, существовавшие еще в 2018 году. Команда занималась созданием дизайна, кодингом и работала над графической частью проекта. Также Omega-R тестировала приложение после его завершения и пофиксила все баги. Ghislain Hachey, Project Advisor, Senior Systems Engineer
|
Масштабы использования технологий в некоторых образовательных организациях за последние несколько лет увеличились кардинально, что существенно повысило уровень конкуренции на рынке образовательных услуг, в то время как руководители других – не имеют непосредственного опыта взаимодействия со своими сотрудниками по интеграции технологий в учебный процесс. Это становится камнем преткновения при поиске лучших инструментов, систем и программ и затрудняет понимание необходимости поддержки учителей в процессе внедрения. Тем не менее тренд на цифровизацию образования позволит образовательным организациям перейти к более эффективному и качественному обучению, ориентированному на учащихся, в гораздо более широких масштабах.
Смотрите также
- Технологии дистанционного обучения
- Онлайн-образование (мировой рынок)
- Онлайн-образование (рынок России)
- Единое электронное образовательное пространство России
Примечания
- ↑ Исследование российского рынка онлайн‑образования и образовательных технологий
- ↑ New Research Answers Whether Technology Is Good Or Bad For Learning
- ↑ [https://www.nber.org/papers/w23744.pdf EDUCATION TECHNOLOGY: AN EVIDENCE-BASED REVIEW]
- ↑ Promising Practices: A Literature Review of Technology Use by Underserved Students
- ↑ Omega-R
- ↑ ITProTV
- ↑ Оценки Omega-R
- ↑ Pest & Poed