Перспективные технологии CPM
Зачастую российские компании используют лишь ограниченную функциональность CPM-систем, хотя спектр их применения может быть гораздо шире, а результат от внедрения дополнительных возможностей может принести ощутимые плюсы. С целью узнать какие функции и технологии CPM-систем по каким-то причинам пока недостаточно востребованы российскими заказчиками, при этом, имеют большой потенциал применения в будущем, TAdviser провел очередной опрос среди участников российского рынка CPM.
Каталог СPM-решений и проектов доступен на TAdviser
Содержание |
2015-2016
Аналитические возможности
По мнению Максима Андреева, директора по бизнес-приложениям компании «Крок», большинство заказчиков использует CPM-системы лишь для автоматизации процессов сбора и согласования бюджета, при этом аналитические возможности не применяются вообще, либо в крайне малой степени.
«CPM не используется ни для принятия решений, ни для моделирования, ни для сценарного анализа – выгрузили в Excel заранее подготовленные формы, обозначили «реалистичную», «оптимистичную» и «пессимистичную» версии бюджета - и на этом «моделирование» завершилось. Сейчас всё чаще слышим от заказчиков желание управлять прибыльностью бизнеса, моделировать разные сценарии, строить прогнозы с применением математических моделей – это внушает оптимизм», - говорит Андреев.
Сергей Сафронов, директор департамента CPM ГК «КОРУС Консалтинг», считает, что хороший потенциал имеет всё, что касается ABC-costing и глубокого анализа связи не только переменных, но и постоянных затрат с объёмом бизнеса. «Иметь вовремя информацию о реальной прибыльности продукта/клиента/канала сбыта/сегмента рынка – насущная потребность менеджмента любой компании», - отмечает Сафронов.
Бюджет, ориентированный на результат
Директор по методологии группы компаний «ИНТАЛЕВ» Борис Карабанов, полагает, что большой потенциал может дать применение БОР – Бюджета, ориентированного на результат.
«БОР увязывает в единую систему 3 блока: бюджетирование (для управления расходом ресурсов), ключевые показатели эффективности (для управления результатом), и управление персоналом (материальное стимулирование от соблюдения бюджета в соответствии с достигнутыми результатами). Базовый элемент БОР – ключевые показатели эффективности (КПЭ), которые формируются в виде Целевой воронки (Target funnel), в которой показатели результата связаны с показателями процесса, в котором этот результат создаётся. В этом же процессе для создания результата расходуются ресурсы (бюджет), а всю работу выполняет персонал, мотивированный на результат при соблюдении бюджета. Данное триединство и обеспечивает высокую операционную эффективность деятельности как отдельных подразделений, и процессов, в них протекающих, так и компании в целом», - отмечает Карабанов. |
Стратегическое планирование, управление рисками, прогнозирование и финансовое планирование
Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab (Интерсофт Лаб), отвечая на вопрос о перспективных функциях CPM, сравнивает отечественных и зарубежных заказчиков таких систем.
Так, по её словам, в отличие от иностранных потребителей СРМ, которые сегодня отдают наивысший приоритет внедрению функциональности для стратегического планирования, управления рисками, прогнозирования и финансового планирования, российские заказчики пока отстают в использовании этих компонентов.
«Причина в том, что культура применения СРМ-технологий для согласования стратегии, управления рисками и управления эффективностью бизнеса на фоне меняющейся операционной среды в нашей стране только формируется, а однозначное понимание связи корпоративной эффективности и источников прибыльности для большинства остается плохо сформулированной целью. Однако постепенная фокусировка на задачах оценки рентабельности, использование управленческой отчетности о прибылях и убытках для принятия решений относительно стратегии работы с клиентами, ценообразования, продуктов и рынков сбыта свидетельствует о движении в сторону расширения применения возможностей СРМ и получения синергетического эффекта от их комплексного использования в будущем», - говорит Юлия Амириди. |
Подробно о возможностях современных CPM-систем, состоянии этого сегмента рынка и реализованных проектах читайте в обзоре TAdviser CPM 2016.
2013-2014
Сценарное бюджетирование
Игорь Шумаков, эксперт НПО Компьютер, отмечает в большей части проектов реализацию функционала по управлению финансами (казначейство) и по составлению основного финансового бюджета БДДС. Процессы эти уже достаточно отработаны в большинстве компаний. Полноценное же сценарное бюджетирование (построение сложных связанных операционных бюджетов с их сведением в БДР, инвестиционный бюджет, составление прогнозного баланса) пока реализуются только на самых крупных проектах. То же касается построения большого количества отчетности, в совокупности со средствами гибкого анализа информации.
«Смею предположить, что по мере увеличения общей грамотности персонала предприятий, этот функционал будет более востребован», - прокомментировал Игорь Шумаков.
Функционально-стоимостной анализ
Юлия Амириди, заместителя генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab (Интерсофт Лаб), отметила, что на начало 2013 года в России практически невостребованным остается потенциал CPM-приложений, предназначенных для расчета себестоимости бизнес-процессов на основе функциональной системы калькуляции затрат, также широко известной как функционально-стоимостной анализ (Activity Based Costing или ФСА). Реализация данного подхода позволяет с высокой точностью определять затраты на каждую функцию (операцию) бизнес-процесса, например, процесса продажи банковского продукта или обслуживания клиента.
Объективным тормозом применения ФСА до сих пор были, с одной стороны, слабая формализация бизнес-процессов (над исправлением этой ситуации сейчас активно трудятся почти все банки), с другой – технические ограничения АБС, в большинстве из которых время исполнения бизнес-операций, необходимое для калькуляции затрат, не фиксируется.«Такая ситуация сохранялась, пока большинству банков было достаточно точности оценки финансовых результатов банковских операций, которая обеспечивает традиционная модель распределения косвенных расходов (аллокаций). Общее снижение доходности и усиливающаяся конкуренция заставляют банки искать резервы операционной эффективности в организации внутренних бизнес-процессов. Поэтому за ФСА, безусловно, будущее», - говорит Юлия.
Стратегическое планирование
Еще одно важное направление развития ВРМ – технологии стратегического планирования, контроля и анализа. На сегодняшний день при подсчете таких проектов, реализованных в российских банках, даже пальцев одной руки будет много, отмечает Юлия Амириди. Разрыв между стратегией и организацией управления банкам – это реальность. Сегодня заказчик находится в осознании этой проблемы, и в первую очередь он нуждается в инструментах стратегического менеджмента, а не в их автоматизации. Поэтому ИТ-поставщикам остается только ждать, когда этап становления технологий стратегического управления в банках завершится.
Прогнозирование
Одна из ключевых технологий CPM – это статистический анализ и прогнозирование. Ведущие поставщики систем предлагают в своем арсенале так называемый data mining - погружение в данные. Современный подход к этому процессу заключается в том, что система позволяет искать закономерности в бизнесе, выдавая руководителям и аналитикам гипотезы, основанные на статистике.
«Внедрение такого инструмента требует предварительной экспертной работы, а так как многие проекты носят скорее технологический характер, то использование технологии data mining пока еще очень ограничено. Не говоря уже о применении ее для больших объемов информации, когда требуется подключение средств управления большими данными. Надеемся, что скоро наш рынок научится применять такие технологии и управленческие концепции», - рассказал TAdviser Антон Шматалюк, директор по управленческому и ИТ-консалтингу РДТЕХ.