2016/09/08 12:10:50

Перспективные технологии CPM

Зачастую российские компании используют лишь ограниченную функциональность CPM-систем, хотя спектр их применения может быть гораздо шире, а результат от внедрения дополнительных возможностей может принести ощутимые плюсы. С целью узнать какие функции и технологии CPM-систем по каким-то причинам пока недостаточно востребованы российскими заказчиками, при этом, имеют большой потенциал применения в будущем, TAdviser провел очередной опрос среди участников российского рынка CPM.

Каталог СPM-решений и проектов доступен на TAdviser

Содержание

2015-2016

Аналитические возможности

По мнению Максима Андреева, директора по бизнес-приложениям компании «Крок», большинство заказчиков использует CPM-системы лишь для автоматизации процессов сбора и согласования бюджета, при этом аналитические возможности не применяются вообще, либо в крайне малой степени.

«CPM не используется ни для принятия решений, ни для моделирования, ни для сценарного анализа – выгрузили в Excel заранее подготовленные формы, обозначили «реалистичную», «оптимистичную» и «пессимистичную» версии бюджета - и на этом «моделирование» завершилось. Сейчас всё чаще слышим от заказчиков желание управлять прибыльностью бизнеса, моделировать разные сценарии, строить прогнозы с применением математических моделей – это внушает оптимизм», - говорит Андреев.

Сергей Сафронов, директор департамента CPM ГК «КОРУС Консалтинг», считает, что хороший потенциал имеет всё, что касается ABC-costing и глубокого анализа связи не только переменных, но и постоянных затрат с объёмом бизнеса. «Иметь вовремя информацию о реальной прибыльности продукта/клиента/канала сбыта/сегмента рынка – насущная потребность менеджмента любой компании», - отмечает Сафронов.

Бюджет, ориентированный на результат

Директор по методологии группы компаний «ИНТАЛЕВ» Борис Карабанов, полагает, что большой потенциал может дать применение БОР – Бюджета, ориентированного на результат.

«
«БОР увязывает в единую систему 3 блока: бюджетирование (для управления расходом ресурсов), ключевые показатели эффективности (для управления результатом), и управление персоналом (материальное стимулирование от соблюдения бюджета в соответствии с достигнутыми результатами). Базовый элемент БОР – ключевые показатели эффективности (КПЭ), которые формируются в виде Целевой воронки (Target funnel), в которой показатели результата связаны с показателями процесса, в котором этот результат создаётся. В этом же процессе для создания результата расходуются ресурсы (бюджет), а всю работу выполняет персонал, мотивированный на результат при соблюдении бюджета. Данное триединство и обеспечивает высокую операционную эффективность деятельности как отдельных подразделений, и процессов, в них протекающих, так и компании в целом», - отмечает Карабанов.
»

Стратегическое планирование, управление рисками, прогнозирование и финансовое планирование

Юлия Амириди, заместитель генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab (Интерсофт Лаб), отвечая на вопрос о перспективных функциях CPM, сравнивает отечественных и зарубежных заказчиков таких систем.

Так, по её словам, в отличие от иностранных потребителей СРМ, которые сегодня отдают наивысший приоритет внедрению функциональности для стратегического планирования, управления рисками, прогнозирования и финансового планирования, российские заказчики пока отстают в использовании этих компонентов.

«
«Причина в том, что культура применения СРМ-технологий для согласования стратегии, управления рисками и управления эффективностью бизнеса на фоне меняющейся операционной среды в нашей стране только формируется, а однозначное понимание связи корпоративной эффективности и источников прибыльности для большинства остается плохо сформулированной целью. Однако постепенная фокусировка на задачах оценки рентабельности, использование управленческой отчетности о прибылях и убытках для принятия решений относительно стратегии работы с клиентами, ценообразования, продуктов и рынков сбыта свидетельствует о движении в сторону расширения применения возможностей СРМ и получения синергетического эффекта от их комплексного использования в будущем», - говорит Юлия Амириди.
»

Подробно о возможностях современных CPM-систем, состоянии этого сегмента рынка и реализованных проектах читайте в обзоре TAdviser CPM 2016.

2013-2014

Сценарное бюджетирование

Игорь Шумаков, эксперт НПО Компьютер, отмечает в большей части проектов реализацию функционала по управлению финансами (казначейство) и по составлению основного финансового бюджета БДДС. Процессы эти уже достаточно отработаны в большинстве компаний. Полноценное же сценарное бюджетирование (построение сложных связанных операционных бюджетов с их сведением в БДР, инвестиционный бюджет, составление прогнозного баланса) пока реализуются только на самых крупных проектах. То же касается построения большого количества отчетности, в совокупности со средствами гибкого анализа информации.

«Смею предположить, что по мере увеличения общей грамотности персонала предприятий, этот функционал будет более востребован», - прокомментировал Игорь Шумаков.

Функционально-стоимостной анализ

Юлия Амириди, заместителя генерального директора по развитию бизнеса Intersoft Lab (Интерсофт Лаб), отметила, что на начало 2013 года в России практически невостребованным остается потенциал CPM-приложений, предназначенных для расчета себестоимости бизнес-процессов на основе функциональной системы калькуляции затрат, также широко известной как функционально-стоимостной анализ (Activity Based Costing или ФСА). Реализация данного подхода позволяет с высокой точностью определять затраты на каждую функцию (операцию) бизнес-процесса, например, процесса продажи банковского продукта или обслуживания клиента.

Объективным тормозом применения ФСА до сих пор были, с одной стороны, слабая формализация бизнес-процессов (над исправлением этой ситуации сейчас активно трудятся почти все банки), с другой – технические ограничения АБС, в большинстве из которых время исполнения бизнес-операций, необходимое для калькуляции затрат, не фиксируется.
«Такая ситуация сохранялась, пока большинству банков было достаточно точности оценки финансовых результатов банковских операций, которая обеспечивает традиционная модель распределения косвенных расходов (аллокаций). Общее снижение доходности и усиливающаяся конкуренция заставляют банки искать резервы операционной эффективности в организации внутренних бизнес-процессов. Поэтому за ФСА, безусловно, будущее», - говорит Юлия.

Стратегическое планирование

Еще одно важное направление развития ВРМ – технологии стратегического планирования, контроля и анализа. На сегодняшний день при подсчете таких проектов, реализованных в российских банках, даже пальцев одной руки будет много, отмечает Юлия Амириди. Разрыв между стратегией и организацией управления банкам – это реальность. Сегодня заказчик находится в осознании этой проблемы, и в первую очередь он нуждается в инструментах стратегического менеджмента, а не в их автоматизации. Поэтому ИТ-поставщикам остается только ждать, когда этап становления технологий стратегического управления в банках завершится.

Прогнозирование

Одна из ключевых технологий CPM – это статистический анализ и прогнозирование. Ведущие поставщики систем предлагают в своем арсенале так называемый data mining - погружение в данные. Современный подход к этому процессу заключается в том, что система позволяет искать закономерности в бизнесе, выдавая руководителям и аналитикам гипотезы, основанные на статистике.

«Внедрение такого инструмента требует предварительной экспертной работы, а так как многие проекты носят скорее технологический характер, то использование технологии data mining пока еще очень ограничено. Не говоря уже о применении ее для больших объемов информации, когда требуется подключение средств управления большими данными. Надеемся, что скоро наш рынок научится применять такие технологии и управленческие концепции», - рассказал TAdviser Антон Шматалюк, директор по управленческому и ИТ-консалтингу РДТЕХ.