2020/06/23 16:03:32

«Р7-Офис. Профессиональный»:
тестирование приложений российского офисного пакета

Эксперты оценили функционал и производительность продуктов "Р7-Офис", а также веб-интерфейсов облачных сервисов.

Содержание

Введение

Пакет для офисной работы "Р7-Офис. Профессиональный" от российского разработчика программного обеспечения АО "Новые коммуникационные технологии" был представлен пользователям в его актуальном виде в 2019 году. Тогда же серверная и десктопная версия продукта были включены в Единый российский реестр программ для электронно-вычислительных машин и баз данных, что позволяет им участвовать в государственных закупках.

Основная целевая аудитория продуктов - органы государственной власти, государственные корпорации и образовательные учреждения. Кроме этого, перспективным представляется внедрение `Р7-Офис` на предприятиях малого и среднего бизнеса, для которых важны функции совместной работы с документами и инструменты командной работы: управление проектами, CRM, календарь, корпоративный мессенджер и мгновенные групповые адио- и видеозвонки.

Сценарии для тестирования пакета "Р7-Офис"

В процессе тестирования пакета редакторов и облачных сервисов "Р7-Офис" перед экспертами стояла задача оценить удобство и производительность сервисов при редактировании текстовых документов, электронных таблиц и мультимедийных презентаций, а также организации базовых процессов совместной работы.

Загрузка программных продуктов осуществлялась с официального сайта пакета "Р7-Офис" по вкладке "Скачать" (r7-office.ru/downloads).

Поскольку переход государственных и образовательных учреждений на отечественные операционные системы РЕД ОС, Rosa Linux, "Кобальт" и сопоставимые решения далек от своего завершения, в рамках данного тестирования использовалась широко распространенная в России 64-разрядная операционная система Windows 8.1

Особенностью тестирования стала установка продуктов на компьютер, системные характеристики которого далеки от современных образцов. Это было сделано для воспроизведения "стрессовых" условий эксплуатации пакета, к примеру - в условиях отсутствия возможности обновления парка вычислительной техники.

Тестирование проводилось на персональном компьютере под управлением процессора Intel Celeron CPU 1005M 1.9 Ghz, оснащенном модулем оперативной памяти объемом 4 Гб.

Загрузка, распаковка и установка пакета заняли 13 минут при условии стандартной скорости Интернет-соединения (100 Мбит/с, оператор услуг связи АСВТ).

Перед тестировщиком был поставлен комплекс задач, покрывающий основные пользовательские свойства всех компонентов продукта.

Сценарий тестирования редактора текстовых документов

1. Создание простого текстового документа, ввод текста, добавление и редактирование таблицы, сравнение 2х версий документа.
2. Открытие документа, созданного программными средствами пакета MS Office 2013 или совместимого с ним, добавление и редактирование изображения.
3. Работа со структурой и свойствами текста, форматирование, добавление автоматических элементов (работа с плагинами).

Сценарий тестирования редактора электронных таблиц

1. Создание небольшой электронной таблицы, ввод данных.
2. Работа со строкой формул, простыми функциями данных, форматирование текста.
3. Добавление диаграммы, изменение данных.

Сценарий тестирования редактора мультимедийных презентаций

1. Создание простых слайдов, добавление базовых эффектов.
2. Открытие и редактирование презентации, созданной средствами пакета MS Office 2013.
3. Добавление объектов с компьютера - изображений в .jpg либо .png.

Сценарий тестирования возможностей облачных сервисов совместной работы

1. Работа с проектами - создание и задание свойств простого проекта.
2. Работа с документом - добавление документа, обзор основных функций, совместное редактирование
3. Работа с календарем - создание и редактирование события, обзор основных функций.
4. Работа с мессенджером и групповыми видео-звонками

Сценарий тестирования открытия большого сложного документа в Р7-офис и других редакторах

1. Открытие документа в MS Word
2. Открытие документа в Google Docs
3. Открытие документа в Libra Office
4. Открытие документа в Р7-ОФИС
5. Открытие документа в Мойофис

Тестирование редактора текстовых документов

Загрузка десктопного приложения "Р7-Офис" даже при слабых конфигурациях оборудования занимает 10-11 секунд при параллельной работе браузера Opera v68.0.3618.104 (4-5 вкладок, в том числе с загрузкой мультимедиа), редактора Apache Open Office Writer и мессенджера, что соответствует стандартной нагрузке рабочего места предполагаемой целевой аудитории.

При открытии программного пакета пользователь сразу получает доступ ко всем его функциям - редактуре документов, таблиц и презентаций.

Интерфейс текстового документа выглядит как сочетание аналогичных инструментариев MS Word и Google Documents. Обращает на себя внимание выведенная на переднюю панель вкладка `Совместная работа`, что указывает на приоритет облачных функций рецензирования, комментирования и редактуры.

В качестве задачи для тестировщика было выбрано написание плана экскурсии по Москве для учеников с указанием целей, задач, добавлением таблицы со списком участников. Главным образом, инструменты расположены аналогично зарубежным сервисам, с той лишь разницей, что функции могут иначе называться ("вставить формулу" = "вставить уравнение" и т.д.)

В нашем случае создание форматированного текста, нумерованного списка и добавление таблицы осуществлялось методами, аналогичными привычным редакторам.

Таким же образом было добавлено форматирование к тексту, созданному в формате .rtf посредством другого текстового редактора. Открытие осуществлялось через функцию контекстного меню "Открыть с помощью" - программа "Р7-Офис" добавилась туда сразу, при том, что в случае с западными аналогами чаще требуется перезагрузка компьютера.

Наконец, были проверены и необычные функции "Р7-Офис" в части работы с текстовыми редакторами, к примеру - функционирование плагина YouTube. По условиям тестирования пользователю надо было интегрировать материал с экскурсией по Москве.

Посредством функции YouTube вкладки `Плагины` был добавлен URL соответствующей видеозаписи.

Изображение было добавлено в один клик, без обращения к html-коду, что, несомненно, является отличным показателем, нехарактерным для продуктов конкурентов. Следует отметить, что для возвращения к файлу с планом экскурсии была открыта главная страница продукта, сразу выводящая список недавно открытых файлов всех форматов.

Функционал сравнения версий документа позволяет отследить сделанные изменения. Это — своеобразное ноу-хау продукта "Р7-Офис", недоступное большинству иностранных конкурентов.

Тестирование редактора электронных таблиц

Для тестирования базовых возможностей электронных таблиц был создан список учеников с фамилией, именем и результатом контрольной работы по русскому языку.

Для проверки возможностей форматирования таблиц были применены разные атрибуты (полужирный, курсив), а также метка "плохой" для показателей учеников, с результатами менее 50 баллов из 100.

В части, касающейся редактуры электронных таблиц интерфейс приложения больше напоминает Google Spreadsheets в последних версиях. Как базовая функция работы с данными, было протестировано ранжирование учеников по показателям контрольной работы.

Были применены команды "Фильтр" - "Сортировка по убыванию". Более простым способом была бы также сортировка по цвету, т.к. Атрибут "Плохой" сопровождается выделением учеников, набравших менее 50 баллов, красным цветом.

Базовые функции визуализации данных доступны в гораздо более удобном режиме, чем у конкурентов. Так, для отображения данных в диаграмме нужна буквально одна кнопка - "Выбор данных" в открывающемся по умолчанию при переходе к диаграммам меню "Диапазон данных". Выделяем один столбец ("Оценка") и редактор выстраивает диаграмму.

Заголовок "Тестирование по русскому языку" также вводится интуитивно просто, что выгодно отличает программу от зарубежных аналогов, где нам потребовались бы функции работы с данными.

Не создало проблем и открытие книги электронной таблицы, специально созданной в аналогичном редакторе.

Тестирование редактора мультимедийных презентаций

Одновременно с тестированием редактора мультимедийных презентаций было решено оценить скорость работы приложения при одновременной доступности во вкладках всех документов, с которыми тестировщик работал в предыдущих пунктах.

Благодаря этому, тестировщик брал данные из документа, рассмотренного в части тестирования редактора текстовых документов

Без труда был добавлен текст слайда и подзаголовок. Следует, однако, отметить, что для базовых фонов (стилей оформления слайдов) выбраны не самые привычные для давних пользователей MS Office PowerPoint и аналогичных программ.

Интересная функция открывается при добавлении слайда клавишей "Добавить". При наведении курсора программа сразу же предлагает самые востребованные макеты оформления, что значительно упрощает работу.

В зарубежных аналогах для вызова меню с макетами оформления слайдов необходимо 3-4 команды.

Не наблюдалось проблем и с добавлением мультимедийного контента - функционал этой операции в целом соответствует характерному для поздних версий западных аналогов.

Открытие презентации, созданной в стороннем редакторе также не было сопряжено с какими-либо трудностями.

Тестирование возможностей совместной работы

При создании аккаунта облачного сервиса пользователю сразу становятся доступными все его инструменты ("Документы", "Проекты", CRM и иные). Для тестирования были выбраны "Проекты", "Документы", "Календарь" и "Чат".

При создании проекта все необходимые инструменты доступны на одном экране. Пользователь может без труда создать заголовок проекта, его описание, назначить ответственных. В чем-то это напоминает функционал сервиса GitHub для работы с приложениями с открытым исходным кодом, также можно провести параллели с Trello, AMO CRM, Asana и другими дорогостоящими инструментами организации совместной работы.

При создании документа, ориентированного на совместную работу, интерфейс не отличается от продуктовых редакторов - это представляется особенно важным для быстрой адаптации к этой функции.

Кроме того, это позволяет без потери информации копировать текст из документа, созданного для индивидуальной работы. Вместе с тем, наблюдаются небольшие трудности в переносе форматирования, что видно на примере текста об экскурсии, перенесенного из документа о тестировании текстового редактора.

Эта погрешность, однако, может быть легко исправлена благодаря простым инструментам форматирования и задания структуры текста.

Сами инструменты совместной работы собраны воедино в соответствующей вкладке "Совместная работа". Это делает очень удобным добавление комментариев - у аналогов здесь, как и в ряде предыдущих случае нужно 2-3 операции.

Функционал организации доступа к совместной работе с документами — гораздо богаче, чем у Google Documents. Если у зарубежного аналога доступно только три роли — Viewer, Commentator и Editor, то отечественный пакет позволяет автору документа назначить своих коллег редакторами полей, читателями, комментаторами, рецензентами и т. д. Вместе с тем, самые востребованные функции Google Documents в том, что касается совместной работы — к примеру, доступ по внешней ссылке для незарегистрированных на портале пользователей, добавлены в полном объеме.

При работе с календарем рассматривалась базовая функция - создание события с известной датой. При наведении курсора на нужную дату в один клик можно задать базовую информацию о событии и сохранить его - оно отобразится в общем календаре. Доступны опции задания времени, темы и т.д.

Если сотрудникам необходимо сообщить больше информации о предстоящем событии, во вкладке "Подробности" можно задать расширенные параметры и подключить к событию гостей, которые будут отслеживать его прогресс.

Важная особенность пакета "Р7-Офис" - использование встроенной программы обмена текстовыми сообщениями. В процессе работы отсутствует необходимость обращения к сторонним приложениям. Мессенджер доступен во вкладке «Чат».

Функционал мессенджера позволяет также передавать файлы, что характерно для наиболее востребованных программ этого класса, к примеру — WhatsApp или Facebook Messenger.

Наконец, функционал Skype и иных программ видеозвонков становится неактуальным при задействовании видеозвонка. В процессе видеозвонка доступны функции записи, регулирования изображения. Также, часть собеседников может выбрать режим, при котором в чат будет транслироваться только аудио, без картинки с видеокамеры.

Таким образом, базовые функции совместной работы вполне соответствуют производительности зарубежных аналогов.

Тестирование открытия большого и сложного документа в Р7-офис и других редакторах

Напоследок проверим как открывается большой и сложный по элементам документ - в качестве образца возьмем Паспорт национального проекта Цифровая экономика России, размещенный по адресу digital.ac.gov.ru/upload/iblock/219/NP_Cifrovaya_ekonomika.docx в Р7-офис и других редакторах и сравним результат.

В MS Word файл открылся без видимых искажений:

В Google Docs уже поехали формулы, накладываясь на границы таблицы

В Libre Office Версия: 6.4.4.2 (x86) по тексту отображаются пробелы с серой заливкой:

Текст не влезает в ячейки:

В МойОфис Версия 2020.01 сборка 12 текст также не влезает в ячейки

В Р7-Офис Профессиональный, версия 5.5.2. документ открылся без видимых искажений как на Windows так и на Mac версии:

Заключение

По итогам проведенного тестирования можно "Р7-Офис" показал себя хорошим продуктом, на который можно без страха перейти с Microsoft Office. имеющим при этом сопоставимый набор сервисов, включающий CRM и полноценный корпоративный коммуникатор. . К числу наиболее весомых преимуществ редакторов следует отнести:

1. Отсутствие дефектов при отображении документов, созданных в MS Office и в обратную сторону - основная болезнь «альтернативных» Microsoft-у редакторов.
2. Наличие облачных функций доступных в Google Docs и Office 365 в своей собственной инсталляции.
3. Низкую ресурсоемкость - в процессе тестирования почти не было задержек при одновременной работе всех приложений, облачного сервиса, браузера и мессенджера на крайне слабом устройстве.
4. Хороший набор продуктов в коробке.