2010/11/05 00:00:00

МВД: Аналитическая система для безопасности дорожного движения

В рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг.» компания «Прогноз» разрабатывает Многопараметрическую информационно-аналитическую систему моделирования и прогнозирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС). Ее использование позволит Департаменту ОБДД МВД России, а в дальнейшем – всем министерствам и ведомствам, участвующим в процессе обеспечения безопасности дорожного движения, принимать обоснованные управленческие решения, направленные на снижение уровня дорожно-транспортной аварийности, социально-экономического ущерба и других негативных последствий дорожно-транспортных происшествий, а также повысит эффективность взаимодействия федеральных и региональных подразделений Госавтоинспекции. Об особенностях проекта Центру TAdviser рассказал начальник Отдела анализа и прогнозирования состояния безопасности дорожного движения Департамента ОБДД МВД России Владимир Куршев.

TAdviser: Многопараметрическая информационно-аналитическая система прогнозирования и моделирования ситуации в области обеспечения безопасности дорожного движения (МИАС) – это целый комплекс решений для использования на федеральном и региональном уровнях, для взаимодействия Департамента ОБДД МВД России и региональных подразделений Госавтоинспекции. Как разрабатывалась структура этого решения? Как изначально были сформулированы задачи и цели его создания?

Владимир Куршев: Разработка системы велась в несколько этапов. На первом этапе стояла задача создания системы федерального уровня, которая позволила бы автоматизировать функции, касающиеся мониторинга, анализа и прогнозирования ситуации в сфере безопасности дорожного движения в регионах и России в целом. Необходимо было разработать решения, позволяющие анализировать все параметры ДТП, включая причины, факторы, время и место, характеристики участников происшествия, состояние автотранспортного парка региона, количество выданных водительских удостоверений, а также показатели работы подразделений ГИБДД и их деятельность в сфере пропаганды безопасности дорожного движения. Также были разработаны методики и программные средства для моделирования ситуации в сфере безопасности дорожного движения и расчета прогнозных значений основных показателей аварийности.

На следующих этапах была создана типовая региональная система, позволяющая осуществлять мониторинг, анализ и моделирование показателей безопасности дорожного движения по отдельным субъектам Российской Федерации. В настоящее время идет активное внедрение этой системы. Параллельно шло развитие и наращивание функционала МИАС федерального уровня с учетом появления новых аналитических задач.

TAdviser: Есть ли аналоги такой системы в России и в мире, изучались ли они, использовался ли их опыт при создании решения? Насколько созданная система соответствует мировым стандартам?

Владимир Куршев: Разработанная система уникальна и аналогов не имеет. Система демонстрировалась представителям различных Федеральных органов исполнительной власти, российских и зарубежных организаций, прямо или косвенно участвующих в процессе обеспечения безопасности дорожного движения. Все они высоко оценили разработанную систему, заинтересовались возможностью доступа к ее информационно-аналитическим ресурсам и создания аналогов МИАС в своих ведомствах.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

TAdviser: Исполнитель, компания «Прогноз», была выбрана в ходе открытого тендера. Что обусловило выбор именно этого разработчика?

Владимир Куршев: Компания «Прогноз» имеет большой опыт в разработке информационно-аналитических систем и систем поддержки принятия решений. Использование имеющихся наработок, а также применение в качестве платформы для разработки системы аналитического комплекса «ПРОГНОЗ-5» позволило осуществить разработку системы в кратчайшие сроки и с наибольшей эффективностью.

TAdviser: Из каких блоков состоит система? Кто имеет доступ к данным?

Владимир Куршев: В состав МИАС входят Централизованное хранилище данных, Подсистема мониторинга, выполняющая контроль текущей ситуации в области БДД, Аналитическая подсистема, осуществляющая подробный анализ сложившейся ситуации и выявление наиболее проблемных направлений аварийности, Подсистема моделирования и прогнозирования, а также средства визуализации и администрирования.

В настоящее время система функционирует на технических средствах Департамента ОБДД МВД России и региональных УВД. Доступ к ней имеют большинство сотрудников Департамента, а также профильных региональных подразделений Госавтоинспекции.

TAdviser: Как организован сбор данных? Какие сведения содержатся в системе? Каков сейчас объем накопленной информации? С какой оперативностью данные попадают в систему? Как обеспечивается качество данных?

Владимир Куршев: Основой системы является Централизованное хранилище данных, содержащее в себе как информацию из внутренних источников (карточки учета дорожно-транспортных происшествий, формы статистической отчетности ГИБДД), так и внешних (данные Росстат, ФНС, сведения Росавтодора, МЧС России и др.).

Наиболее подробно в МИАС представлен блок аварийности: на текущий момент в системе используется более 7,5 тыс. показателей, представляющих ситуацию в различных разрезах. В системе содержится информация за период с 1997 года. Данные по аварийности и оперативные сведения по административной практике поступают в систему ежемесячно, различные данные по формам статистической отчетности загружаются в систему раз в год или полугодие.

Сбор данных осуществляется различными способами: как из файлов, предоставляемых Главным информационно-аналитическим центром МВД России (ГИАЦ), так и из получаемых непосредственно из региональных подразделений ГИБДД. Исходя из этого, за полноту и качество предоставляемой информации отвечает ГИАЦ, но в системе также реализованы средства загрузки, обеспечивающие качество входных данных.

TAdviser: Какую аналитику позволяет получить система? Как она может повлиять на принимаемые управленческие решения?

Владимир Куршев: Главное преимущество МИАС состоит в том, что она позволяет в полной мере оперативно получить практически любую информацию в сфере безопасности дорожного движения, выявить наиболее проблемные вопросы в сложившейся ситуации аварийности и принять соответствующие управленческие решения.

Средства МИАС позволяют формировать отчеты, содержащие подробный анализ сложившейся ситуации аварийности, текстовые справки по основным направлениям мониторинга дорожно-транспортного травматизма, проводить анализ мест концентрации ДТП на федеральных трассах, выявлять наиболее проблемные направления аварийности и сопоставлять их динамику с показателями административной практики.

На текущий момент большинство информационно-аналитических материалов Департамента, на основе которых принимаются соответствующие управленческие решения по снижению уровня аварийности, готовятся с использованием МИАС.

TAdviser: Насколько важна квалификация конечных пользователей для эффективной работы с системой?

Владимир Куршев: Пользователями являются сотрудники Департамента, а также профильных региональных подразделений Госавтоинспекции. Для работы с Системой не требуется каких-либо специальных навыков. Интерфейс понятен и структурирован таким образом, чтобы обеспечить наиболее быстрое выполнение поставленной аналитической задачи.

TAdviser: Как оценивается эффективность использования системы? Каких результатов уже удалось достичь?

Владимир Куршев: Система позволяет в достаточно полной мере оценить сложившуюся ситуацию и указать направления деятельности для ее урегулирования. Так, с помощью Системы удалось проанализировать и обратить должное внимание на такие проблемные вопросы, как аварийность с участием автобусов, мопедов, ДТП на пешеходных переходах; выявить опасные участки федеральных дорог, в том числе участки, на которых при совершении происшествия были зафиксированы неудовлетворительные дорожные условия или нарушения правил дорожного движения, связанные выездом на полосу встречного движения.

Показателем эффективного использования системы может являться уверенная тенденция снижения количества ДТП и числа пострадавших в них людей.

TAdviser: Как будет дальше развиваться система?

Владимир Куршев: Система постоянно развивается с учетом появления новых аналитических задач. Совершенствуются методы и средства анализа и моделирования показателей безопасности дорожного движения.

Основными направлениями развития МИАС являются решение актуальных проблемных вопросов по аварийности на автотранспорте, совершенствование механизмов обмена информацией между региональным и федеральным уровнями, создание средств управленческого учета и контроля деятельности региональных подразделений ГИБДД, а также налаживание межведомственного информационного взаимодействия в сфере безопасности дорожного движения.