2020/05/18 12:12:34

«Крок» протестировал на себе услуги оперативного перехода на удаленную работу

Коронавирус многое поменял в нашей жизни. В частности, в бизнесе ИТ-компаний возникло новое направление – быстрая и беспроблемная миграция корпоративных ИТ-систем клиентов в состояние удаленной работы. Прежде чем предложить такой набор решений и сервисов своим клиентам, компания КРОК проверила их работоспособность и эффективность на себе.

Содержание

КРОК за неделю перевел 2 тыс. сотрудников на "удаленку"

В отличие от остальных направлений деятельности ИТ-компании новые услуги не относятся к разряду высокодоходных. Однако помощь клиенту в трудной ситуации – это долг ИТ-партнера. При этом речь идет о внедрении нового ИКТ-решения с высокими требованиями к скорости внедрения и качеству работ. Иными словами, времени на пилоты и тестовые эксперименты нет, необходимо сразу применять решения, которые дадут гарантированный результат – работоспособную ИТ-систему компании с «повышенным содержанием» удаленных сотрудников.

Именно поэтому компания КРОК протестировала соответствующие ИТ-решения на собственном бизнесе: более 2 тыс. сотрудников были переведены на удаленный режим работы за 1 неделю.

«
Это реальное воплощение идеи «ИТ без остановки» - перейти к управлению бизнес-процессами и работе с командой вне офиса, не прерывая производственных процессов, - комментирует Андрей Иванов, ИТ-директор КРОК.

»

Массовый уход КРОК на «удаленку»: как это было

Массовый переход большого количества сотрудников в режим удаленной работы – это серьезное испытание, прежде всего, для корпоративной службы безопасности. Кроме того, это стресс-тест работоспособности ИТ-систем в условиях с плохо предсказуемыми параметрами домашних каналов связи. При этом очевидно, чем у компании нет дополнительных ресурсов технической поддержки для проверки и настройки домашних ПК в кратчайший срок. С точки зрения информационной безопасности, принято решение – использовать в проектах трансформации ИТ-систем методы двухфакторной аутентификации. Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft

На вопрос о возможных проблемах с домашними рабочими местами Андрей Иванов отвечает с улыбкой:

«
Мы «компания победивших ноутбуков», так что многие ушли и работают с нашими корпоративными девайсами со всем необходимым установленным ПО. У некоторых наших сотрудников уже был опыт работы не из офиса по причине командировок или личных обстоятельств. Защищенные соединения из дома всегда были в КРОК, мы даем людям возможность делать свою работу комфортно, в любое время и из любой точки мира.
»

С точки зрения скорости существующих каналов связи, пользователей разделили на группы – в соответствии с уровнем пропускной способности. Реорганизовали ИТ-задачи с учетом особенностей каждой группы и подготовили инструкции для пользователей из каждой группы.

«
На старте возникли небольшие трудности,- рассказывает Андрей Иванов.- Однако, скорее, это были внешние факторы, хотя и их, конечно, необходимо учитывать. Например, у некоторых сотрудников возникли проблемы с доступом к Интернету: когда их соседи подключались к сети, провайдеры складывались и возникали проблемы с серверами и скоростью.
»

В результате через неделю все 2 тыс. с лишним сотрудников работали в удаленном режиме в привычной ИТ-среде с привычными приложениями и системами.

«
На успешный и быстрый переход, в первую очередь, влияют вовлеченность, осознанность, понимание важности быстрого перехода со стороны всех сотрудников компании,- комментирует Андрей Иванов. - На первом месте всегда будут люди и команда, технические задачи следуют после, по нашему опыту они решаются довольно быстро и на высоком уровне. Необходимо понять, куда мы двигаемся, и грамотно это поддержать со стороны ИТ. Правильный переход – это люди, работа с ними, понимание их запросов и быстрая реакция со стороны ИТ-инфраструктуры и сервисов.

»

Цифровое рабочее пространство

Ключевой элемент реорганизации ИТ-систем компании связан с созданием такой ИТ-инфраструктуры, в которой сотрудник, не имея физического доступа к своему корпоративному рабочему месту, тем не менее, продолжает работать с необходимым ПО, которое по-прежнему установлено на площадке компании. Сложность реализации такого элемента возрастает с ростом сложности корпоративной ИТ-системы.

В компании КРОК разработали специальное ИТ-решение для организации «Цифрового рабочего пространства» (Digital Workspace). В рамках этого решения рабочие места пользователей становятся виртуальными (технология Virtual Desktop Infrastructure, VDI). В виртуальное пространство переносится не только рабочий стол пользователя, но и весь его «корпоративный компьютер», включая ОС и все установленное на компьютере ПО.

Объединение технологий VDI и унифицированного подхода к управлению конечными устройствами пользователей (Unified Endpoint Management, UEM) дало возможность получить комплексное решение, позволяющее полностью отделить рабочие места пользователей от конкретного физического оборудования. Кроме того, стало возможным использовать возможности виртуализации через каналы защищенного доступа.

В результате любой удаленный сотрудник получает дистанционный и защищенный доступ к рабочему месту в любое время и с любого устройства. Реализована полноценная графика для всех видов виртуальных десктопов: поддерживаются режимы работы с высокой нагрузкой и производительностью.

В целом, доступ пользователей к ресурсам корпоративной сети - один из критически важных моментов проекта трансформации. Очевидно, что действовавшая ранее корпоративная политика доступа не была рассчитана на условия тотальной «удаленки» сотрудников.

«
Конечно, политика доступа никогда не предусматривала то, что в один день больше 90% сотрудников КРОК перестанут работать в офисе. Однако, согласно принципу «готовь сани летом», мы рассматривали сценарий, при котором режим самоизоляция не обойдет нас стороной, и заранее начали подготовку к дистанционной работе,- поясняет Андрей Иванов.- Что же касается самой корпоративной политики, то кардинально мы ее не изменили. До самоизоляции и во время карантина наши базы данных всегда были хорошо защищены. Мы используем 2FA, только защищенные каналы, следим за сложностью паролей и т. д.
»

В аналогичном спокойном режиме прошла адаптация корпоративной сети к повышенным нагрузкам, связанным с активностью новых удаленных рабочих мест.

«
Резкий переход сотрудников на удаленный режим работы не повлиял на функциональность ИТ-систем КРОК. Мы всегда понимаем, как, кто и когда пользуется ими, рассчитываем нагрузку, поэтому глобально производительность остается на высоком уровне,- подчеркнул Андрей Иванов.- Но в дистанционный период, конечно, повысился спрос на сервисы телефонии и конференций. Нам пришлось моментально их модернизировать и вводить в работу.
»

Комплект готовых решений по организации удаленной работы

Внедрение решений по переходу на удаленный режим работы в компании КРОК показало, что даже крупные компании со сложной ИТ-структурой и большим количеством сотрудников могут осуществить подобный проект в весьма сжатые сроки – счет идет на дни. При этом достигается высокий уровень надежности результирующих ИТ-решений и информационной безопасности.

«
Глобальных проблем у нас не было, ведь мы полностью перевели компанию на удаленку всего за пару дней,- комментирует Андрей Иванов.- Думаю, операторы сделали выводы, и проблем каналами связи стало гораздо меньше. Со своей стороны, мы всегда обязуемся предоставлять все необходимые инструменты и поддержку, как можно более оперативно.
»

Опираясь на решение по созданию «Цифрового рабочего пространства» как центрального элемента распределенной ИТ-инфраструктуры удаленных сотрудников, в КРОК разработали комплект готовых ИТ-решений, которые помогут клиентам быстро и безболезненно перейти к новому формату своей работы.

В этот комплект вошли решения, реализующие наиболее популярные и востребованные задачи заказчиков:

  • Защищенный доступ к корпоративным ресурсам (защищенное подключение пользователей к ресурсам корпоративной сети, контроль за действиями пользователей и администраторов критичных бизнес-систем и т.п.).
  • Дополнительные меры информационной безопасности (защита конфиденциальной информации от рисков, связанных с хакерскими кибератаками и утечкой данных, противодействие DDoS-атакам и т.д.).
  • Развитые средства коллективной работы.

Отдельная группа решений связана с повышением эффективности процессов в распределенной структуре. В этой части КРОК предлагает различные подходы: от оптимизации производительности ИТ-систем, которая может деградировать в связи с резким увеличение количества пользователей приложений и онлайн-сервисов, до миграции ИТ-инфраструктуры заказчика в облако КРОК, которому можно доверять.

Такое радикальное решение также осуществляется за несколько дней (до недели) и позволяет компании значительно сократить потребление ресурсов, и одновременно обеспечить бесперебойную работу онлайн-сервиса.

Стоит отметить, что портфель удаленных ИТ-решений КРОК сформирован таким образом, чтобы в стрессовой ситуации удержать клиента от ненужных дополнительных расходов – попыток создать удаленную инфраструктуру с помощью приобретения дополнительной техники. Задача – максимум - помочь ему использовать сложившуюся ситуацию для движения вперед в направлении дальнейшей информатизации, используя текущую ситуацию в качестве стимула к переменам.

В компании подчеркивают, что, подбирая решения в портфель «экспресс-удаленки», специалисты стремились удалить избыточный функционал, сфокусировав свои усилия на реализации наиболее нужных клиентам функций.

«
Мы договаривались с вендорами о бесплатных лицензиях, прорабатывали способы дистанционной реализации и, конечно же, были в постоянном контакте с наши заказчиками и рынком, поэтому знаем, что сейчас наиболее востребовано и нужно для организации эффективной работы,- подчеркивает Андрей Иванов.
»

За первые две недели самоизоляции в КРОК поступило более 100 запросов на различные решения удаленной работы, рассказывает эксперт, а в настоящее время реализуется более 40 проектов по решениям для удаленной работы для заказчиков КРОК.

ИТ-директор КРОК отмечает, что, помимо, собственно, технических решений, для успешного перехода на «удаленку» не менее важен настрой сотрудников:

«
Первое, что я бы хотел порекомендовать для перевода на удаленку – быть морально и технически готовым к самому худшему развитию событий, как будто завтра никто не сможет прийти в офис. Конечно, в январе готового сценария по переводу на удаленный режим всех сотрудников КРОК у нашей команды не было. Но мы заранее начали делать подготовительные мероприятия и успели что-то протестировать, чтобы наш переход был быстрым и простым. Далее вы должны ответить на вопрос: как не потерять непрерывность основных процессов функционирования компании? На этом этапе вы проработаете стратегию и поймете, в каких ресурсах вы нуждаетесь. И уже под сформулированные задачи можно подстраивать план: подготовка людей, закупка и установка оборудования, и в конце - перевод сотрудников на дистанционный режим работы.

»