Заказчики: СО ЕЭС - Системный оператор Единой энергетической системы Подрядчики: Т1 Интеграция (ранее Техносерв) Продукт: Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыВторой продукт: ЦОД Проекты создания и модернизации Дата проекта: 2013/11 — 2015/06
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
Технология: Серверные платформы
Технология: Центры обработки данных - технологии для ЦОД
|
Проект предусматривает создание двух модулей единого территориально-распределенного ЦОД для «Системного оператора Единой энергетической системы» (ЕТРК ЦОД). Это предприятие управляет всей энергосистемой страны. Тысячи генераторов, расположенные на сотнях электростанций, десятки тысяч подстанций и линий электропередачи, в зависимости от их значимости, управляются или на уровне региона, или из одного из семи диспетчерских центров энергообъединений, или же из главного диспетчерского центра в Москве.
"Техносерв" создает модули ЦОД для двух из семи объединенных диспетчерских управлений - Северо-Запада и Востока. Процесс управления такой сложной технической системой (единой энергосистемой) включает в себя гигантский массив непрерывно выполняемых расчетов электрических режимов, балансов электроэнергии и мощности, электромеханических переходных процессов, статической и динамической устойчивости, перетоков мощности, настроек автоматики. Эти расчеты выполняются специалистами СО ЕЭС с использованием десятков специализированных программно-аппаратных комплексов.
Помимо аппаратной реализации, "Техносерв" осуществляет перенос этих разрозненных информационных систем в облачную зеркалированную среду ЕТРК ЦОД. Это существенно повышает утилизацию вычислительных мощностей, повышает доступность информационных систем и, конечно, повышает надежность. В результате проекта ОАО «СО ЕЭС» может динамически выделять ресурсы под системы, оперативно разворачивать полигоны, что в итоге приведет к более быстрому и качественному внедрению новых систем диспетчерского управления ЕЭС России.
Итог проекта
13 ноября 2015 года компания Техносерв сообщила о завершении проекта.
Внедрением решены задачи:
- в несколько раз сокращено количество серверного оборудования, используемого в Главном диспетчерском центре ЕЭС России и филиалах компании – Объединенных диспетчерских управлениях, а также затраты на эксплуатацию и реновацию этого оборудования.
- сокращено потребление электроэнергии при одновременном значительном росте вычислительных мощностей.
- в большинстве случаев сведено к нулю время восстановления после сбоя информационных систем, работающих в ЕТРК ЦОД.
- заложена основа для виртуализации систем реального времени.
- отработана процедура «бесшовной» миграции информационных систем в виртуальную среду и тем самым получить возможность тиражирования решений в филиалы компании – Региональные диспетчерские управления.
В центральной диспетчерской «СО ЕЭС» (2013)
«Надежность ИТ-инфраструктуры имеет принципиальное значение для выполнения функций ОАО «СО ЕЭС». Компания обладает уникальной технологической структурой, отвечающей за непрерывное надежное управление электроэнергетическими режимами работы ЕЭС России и выполняющей ряд ключевых процессов по обеспечению работы оптовых рынков электроэнергии и мощности, рынка системных услуг, а также планированию развития единой энергосистемы, - сообщил Глеб Лигачев, директор по информационным технологиям ОАО «СО ЕЭС». - Целью проекта было создание территориально-распределенных модулей корпоративного центра обработки данных в филиалах ОАО «СО ЕЭС» объединенных диспетчерских управлениях для повышения отказоустойчивости информационных систем компании. Важной задачей проекта стало снижение затрат на вычислительную инфраструктуру и повышение эффективности использования вычислительных ресурсов за счёт виртуализации информационных систем в новых ЦОД».
Эффект внедрения
25 сентября 2017 года ИТ-компания «Техносерв» объявила о создании единой территориально-распределенной системы мониторинга ИТ-инфраструктуры в рамках предприятия АО «Системный оператор Единой энергетической системы» («СО ЕЭС», Системный оператор). Системой мониторинга охвачены более 1,5 тыс. объектов инфраструктуры и 100 ИТ-систем «СО ЕЭС».
Сайты системы мониторинга ИТ-инфраструктуры установлены во всех филиалах уровня ОДУ (объединённых диспетчерских управлениях) и централизованно получают данные о состоянии ИТ-инфраструктуры и информационных систем из всех филиалов уровня РДУ (региональных диспетчерских управлений) своих операционных зон. Помимо мониторинга объектов ИТ-инфраструктуры, формируется статус состояния ключевых информационных систем (ИТ-сервисов) на основе заранее описанных ресурсно-сервисных моделей. Собранная на уровне филиалов ОДУ информация о состоянии ключевых ИТ-сервисов поднимается на уровень главного диспетчерского центра (ГДЦ), позволяя в режиме реального времени наблюдать за качеством работы основных информационно-управляющих систем.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Помимо мониторинга состояния, система мониторинга - инструмент превентивного анализа возможных аварий, их оперативного предотвращения. Это реализовано посредством автоматического определения первопричины сбоев и деградации состояния объектов ИТ-инфраструктуры и ИТ-сервисов.
Наш глобальный проект по созданию единой системы мониторинга Системного оператора был разделен на несколько последовательных этапов. В рамках первых двух осуществлялась апробация двух архитектурных вариантов построения – так как наша инсталляция является одной из крупнейших в Европе. В итоге выбора, мы получили возможность тиражирования решения в филиалы РДУ силами специалистов ОДУ. По итогам завершившегося недавно третьего этапа внедрения, Единая система мониторинга развернуты в Главном диспетчерском центре, всех семи ОДУ и в одном из РДУ каждой операционной зоны ОДУ. Благодаря такому подходу и качественной реализации в пилотных РДУ, специалисты Системного оператора ведут дальнейшее тиражирование решения своими силами. Глеб Лигачев, директор по информационным технологиям «СО ЕЭС» |
Специалисты «Техносерв» выполнили три этапа создания единой системы мониторинга на основе программных продуктов CA Technologies. Для контроля состояния информационных систем (ИТ-сервисов) разработаны ресурсно-сервисные модели. Их использование позволило автоматизировать задачи расчета и оценки влияния аварий на уровне инфраструктуры на работу бизнес-приложений предприятия.
Эффект от внедренного «Техносеровом» решения стал заметен сразу – сократилось время реакции ИТ-персонала АО «СО ЕЭС» на аварийные сообщения, сроки локализации и первичной диагностики неисправностей. Это привело к снижению времени простоя ИТ-систем в целом. Благодаря единообразию информации о состоянии ИТ-инфраструктуры и доступности данных из единой консоли системы мониторинга, региональные специалисты могут получать оперативную помощь от администраторов вышестоящего диспетчерского центра. Борис Бородянский, старший вице-президент компании «Техносерв» |