Заказчики: Аэрофлот Продукт: Техносерв: ИТ Экипаж (модульный ЦОД) Второй продукт: Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктуры Третий продукт: ЦОД Проекты создания и модернизации Дата проекта: 2015/12 — 2016/09
|
Технология: Центры обработки данных - технологии для ЦОД
Технология: ИТ-аутсорсинг
Технология: Серверные платформы
|
Содержание |
Кирилл Богданов: Новый ЦОД был развернут в рекордные сроки
Заместитель генерального директора по ИТ в компании «Аэрофлот – Российские Авиалинии» Кирилл Богданов рассказал CNews о строительстве модульного дата-центра, пилотном проекте по виртуализации и построению частного облака, а также пояснил, чем построение ИТ-инфраструктуры в авиакомпании сходно с аналогичными задачами в ритейле, телекоме и банковской сфере.
Развитие проекта
19 сентября 2016 года компании «Аэрофлот» и «Техносерв» объявили о завершении проекта организации центра обработки данных (ЦОД) на аппаратной платформе HPE.
До начала этого проекта «Аэрофлот» располагал двумя ЦОДами: основным, расположенным в здании офисного комплекса в Мелкисарово, и резервным модульным ЦОДом на территории летного комплекса «Аэрофлот». Проект внедрения последнего был выполнен в 2013 году.
Используя опыт создания и эксплуатации резервного дата-центра, авиакомпания выбрала вариант монтажа модульного ЦОДа в качестве расширения мощности основного дата-центра. Исполнителями проекта заказчик выбрал компании HPE и «Техносерв».
Подрядчики предложили решение - модульный ЦОД «ИТ-Экипаж» и ИТ-инфраструктуру на аппаратной платформе HPE.
Ход проекта
Строительство ЦОД выполнено на основе быстровозводимых модульных конструкций с установленными на заводе-изготовителе инженерными системами. В его составе:
- серверные блоки для установки вычислительного оборудования,
- инженерные блоки для бесперебойной работы активного оборудования,
- диспетчерский блок
- складской блок
- коридорный блок
- лестнично-лифтовой блок.
Серверный и инженерный блоки располагаются вертикально — в два яруса. При этой конфигурации основное инженерное оборудование размещено на первом ярусе, вычислительная инфраструктура — на втором. При стыковке серверных блоков образуется единое технологическое помещение для установки активного оборудования. Подобная реализация обеспечила авиакомпании экономию площади в условиях городской застройки. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Инженерные системы модульного ЦОДа «Аэрофлот» рассчитаны на круглосуточную бесперебойную работу. При выборе системы холодоснабжения особое значение уделялось технической эстетике, компактному размещению оборудования и соблюдению нормативных значений шума.
Основное оборудование холодоснабжения установлено в трех блоках первого этажа ЦОДа. Снаружи размещены только градирни на кровле. Для охлаждения машинных залов и инженерных блоков использована двухконтурная система чиллер-фанкойл (chiller-fancoil), с четырьмя независимыми лучами. Схема резервирования системы охлаждения N+1. При отключении одной единицы оборудования возможно объединение лучей в единую систему, это создает избыточность остальных компонентов.
В состав каждого луча входит накопительный бак, содержащий запас хладагента, достаточный для автономной работы более 10 минут. В состав системы входят два дополнительных контура естественного охлаждения. Переход в режим частичного естественного охлаждения производится с t +20 °С. При снижении наружной температуры до +11 °С ЦОД переходит полностью на естественное охлаждение.
Электроснабжение ЦОДа в штатном режиме производится от двух независимых внешних источников электроснабжения и ДГУ, как резервного источника питания. Безостановочную работу ЦОДа в моменты переключения между источниками электроснабжения гарантирует система бесперебойного электропитания, зарезервированная по схеме 2N. Время автономной работы ИБП от комплекта аккумуляторных батарей — более 10 минут при полной загрузке ЦОДа. Каждая стойка и все основное инженерное оборудование обеспечены электроснабжением по двум независимым линиям.
Итог проекта
ИТ-инфраструктура должна удовлетворять потребностям бизнеса, гибко подчиняться и реагировать на внешние а, тем более, внутренние изменения в компании и процессы M&A. Стремительное развитие бизнеса, увеличение самолетного парка и объемов перевозок, а с ними – внедрение и расширение использования в компании новых ИТ-решений и сервисов, потребовали существенного увеличения вычислительных мощностей «Аэрофлота» и его дочерних предприятий. Исходя из этого, в 2015 году мы приняли решение об увеличении мощности основного ЦОДа компании путем развертывания нового модульного дата-центра. |
Проект стал органичным продолжением плодотворного сотрудничества «Аэрофлота», HPE и «Техносерва». Перед нами стояла серьезная задача — консолидировать ИТ-ресурсы «Аэрофлота» на единой платформе и обеспечить высокую надежность инфраструктуры. Кроме того, заказчик выдвинул требования по быстроте развертывания, компактности и эстетичности объекта, так как ЦОД должен был органично войти в существующий ансамбль офисного комплекса «Аэрофлот». |
Этим проектом мы в очередной раз продемонстрировали всему рынку наши возможности по построению современных эффективных ЦОДов. Во-первых, отмечу сроки выполнения: обычно больше времени требуется даже для того, чтобы оборудовать ЦОД в уже существующем здании, а тут речь шла о постройке ЦОДа практически «в чистом поле». Во-вторых, идя в ногу со временем и реализуя инновационный подход «ИТ как услуга», мы не просто поставили заказчику наши флагманские продукты, но и обеспечили их финансирование. Наконец, подчеркну, что этот ЦОД мы с нашим партнером сдали в лизинг, как единый программно-аппаратный комплекс. Думаю, этот проект можно считать образцовым. |
Срок сдачи и запуска дата-центра в эксплуатацию - шесть месяцев. В объединенном машинном зале ЦОДа общей площадью 175 м² размещены 78 серверных строек мощностью 10 кВт на каждую. Это позволило авиаперевозчику в 2,5 раза увеличить мощность основного ЦОДа.