Заказчики: Региональные самолёты (ранее Гражданские самолеты Сухого) Москва; Машиностроение и приборостроение Продукт: Winnum PlatformДата проекта: 2018/03 — 2018/06
|
Технология: Интернет вещей Internet of Things (IoT)
|
2019: Начало использования дронов на производстве
«Гражданские самолеты Сухого» расширяют применение интернета вещей на производстве, планируя использование дронов для контроля качества внешней поверхности самолетов, рассказали представители компании в сентябре 2019 года. Это стало ответом на запрос от бизнеса сократить сроки и трудоемкость проведения операций, связанных с этим процессом, пояснил директор департамента ИТ компании Роман Марковский.
У нас сейчас идет объединение с корпорацией «Иркут», будет унификация систем и комплектующих для самолетов Superjet 100 с «МС-21». Соответственно, технологии, которые мы сейчас оттачиваем на нашем самолете, который, в отличие от «МС-21», уже выпускается серийно, могут использоваться и для среднемагистральной машины, - говорит Марковский. |
В цехе окончательной сборки «Гражданских самолетов Сухого» в Комсомольске-на-Амуре есть шесть производственных участков сборки самолетов из готовых комплектующих, и такт выполнения работ на каждом участке составляет одну рабочую неделю. Каждую неделю все шесть самолетов, над которыми одновременно могут вестись работы, перемещаются с одного производственного участка на другой, объяснил Александр Кузнецов, заместитель директора департамента ИТ по развитию, который занимается поиском и апробацией новых технологий.
При этом на каждой площадке рабочая неделя начинается с осмотра внешней поверхности, по результатам которого фиксируются все отклонения от производственных операций. Например, вмятины, сколы, царапины и т.д. Операция осмотра внешней поверхности может занимать 1-2 дня.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Задумка компании заключается в том, чтобы из этого процесса полностью исключить человеческий фактор, полностью его автоматизировать, при этом сократив сроки осмотра внешней поверхности до 2-х часов. Дроны должны собирать данные и автоматически передавать их на сервер для анализа без участия человека. Включение сотрудника в процесс предполагается уже после того, как все данные проанализированы и классифицированы.
В проектируемом «Гражданскими самолетами Сухого» решении используются дроны простых моделей производства компании DJI – по два дрона на одну площадку, работающие в полностью автономном режиме. Роман Марковский рассказал TAdviser, что для позиционирования дронов в помещении возможно использование эмулятора GPS, устанавливаемый в цеху. Точность позиционирования составляет два сантиметра.
Также в решении задействованы еще несколько цифровых технологий, таких как видеоаналитика и нейронные сети. Видеоаналитика позволяет сократить время: обработка собранных дронами массивов данных – фото- и видеоматериала – человеком занимала бы больше времени. Здесь компания использует свои наработки в области видеоаналитики, уже опробованные на ее складе. Работа над видеоаналитикой для осмотра поверхности по состоянию на сентябрь все еще ведется.
Нейросети, в свою очередь, позволят решить задачу по определению типа выявленного дефекта. Система должна классифицировать порядка 70 типов дефектов на основании постоянно пополняемой базы данных из десятков тысяч фотографий и видео. Это, в свою очередь, минимизирует человеческий фактор как в нахождении дефектов, так и в определении его типа, говорит Александр Кузнецов.
Такое решение позволит не только сократить сроки осмотра, но и повысить качество: когда поверхность осматривает человек – это субъективный метод контроля. Сотрудник может иметь плохое зрение или быть уставшим, например. А техника не устает, - отмечает Кузнецов. |
Система с дронами подключена к платформе интернета вещей Winnum, которую использовали ранее «Гражданские самолеты Сухого» в проекте «Интеренета вещей» (о том, как устроена платформа, см. в блоке ниже). Для этого было использовано решение Winnum Air, позволяющее подключать беспилотники. Они подключаются фактически так же, как и датчики оборудования.
В «Гражданских самолетах Сухого» рассматривают возможность передачи в дальнейшем авиакомпаниям, эксплуатирующим ее самолеты, осмотр их поверхности на основе дронов как дополнительный сервис. Они могли бы применять его перед полетом для осмотра воздушного судна, добавил Александр Кузнецов.
Роман Марковский в разговоре с TAdviser отметил, что в этом случае, впрочем, могут быть ограничения касательно эксплуатации дронов на улице: в сильную непогоду – дождь и ветер, облет с помощью наиболее распространенных дронов может быть затруднительным. Сильный дождь, к примеру, ставит под сомнение возможность получения материалов с видеокамеры.
Роман Марковский рассказал TAdviser, что помимо платформы интернета вещей на производстве «Гражданские самолеты Сухого» также внедряют платформу эксплуатации, позволяющую получать эксплуатационную статистику с летающих самолетов – телеметрические данные, данные технических и полетных служб, бортового журнала, а также логистических служб авиакомпаний. Их сбор уже организован с самолетов почти всех авиакомпаний, эксплуатирующих «Суперджеты». По словам Марковского, компания планирует увязывать данные, которые накапливаются с производства, с эксплуатационными, чтобы искать различные корреляции.
Правда, пока данные в режиме реального времени в полете собираются в минимальном объеме, поскольку спутниковый канал передачи данных стоит дорого. Информация обычно снимается, когда самолет приземляется.
2018: Платформа интернета вещей
«Гражданские Самолеты Сухого» провели пилотное внедрение технологий интернета вещей (IoT) в процессе сборки самолетов и рассматривают их использование в процессах производства новой модели воздушного судна. Об этом рассказал заместитель директора департамента ИТ компании Игорь Зыков, выступая на конференции TAdviser SummIT 30 мая 2018 года.
Технологии интернета вещей применили в цеху конечной сборки воздушных судов в Комсомольске-на-Амуре. Он представляет собой ангар, где собирают фюзеляж, соединяют крылья, оснащают судно двигателем и т.д., пояснил Зыков.
IoT был задействован в трех процессах: контроль размещения воздушных судов на площадках производства, контроль климатических условий на производстве и контроль затяжки ключевых болтовых соединений.
В первом случае IoT использовался для мониторинга размещения самолетов на площадках производства в режиме онлайн с реальным отображением расположения воздушных судов в графическом виде. Также было реализовано отображение плановых и фактических производственных данных по этапам.
Во втором случае с помощью IoT осуществлялся онлайн-мониторинг климатических параметров: температуры, влажности, запыленности, поступающих от датчиков, анализ и сравнения данных с допустимыми значениями. В случае возникновения отклонений показателей от заданных происходит информирование пользователя.
Что касается процесса затяжки ключевых болтовых соединений, здесь IoT-платформа применяется для сбора данных, поступающих с динамометрических ключей, анализа и сравнения параметров с данными сменного задания. Пользователь получает оповещение в случае возникновения отклонений показателей от заданных. Также осуществляется сбор, анализ и представление статистических данных о выполненных работах.
Для реализации задумки была использована готовая платформа промышленного интернета вещей (IIoT) – Winnum, разработанная резидентом «Сколково».
Проект реализовывался для того, чтобы показать бизнесу, как можно использовать новые технологии, объяснил Игорь Зыков. К июню была проведена демонстрация проекта руководству, и теперь предстоит решить, какое развитие сможет получить эта технология.
Скорее всего, IoT-платформа будет применяться в новой продуктовой программе, включающей создание самолета Superjet на 75 мест, предположил заместитель директора департамента ИТ «Гражданские Самолеты Сухого». О начале разработки этой модели воздушного судна компания сообщала в феврале 2018 года.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT состоялась в Москве 30 мая 2018 года года и привлекла более 600 участников. Главными темами мероприятия стали повышение эффективности бизнеса и государства с помощью цифровых технологий. Представители крупных компаний-заказчиков и госсектора представили лучшие практики использования ИТ в своих организациях, а поставщики ИТ-решений – свои новые разработки. В рамках пленарной части и пяти тематических секций прозвучало более 60 докладов и публичных дискуссий. Мероприятие прошло в 5 залах Digital October.
Фотогалерея TAdviser SummIT 2018