Проект

«Газпром автоматизация» выбрала 1С для автоматизации бизнес-процессов казначейства

Заказчики: Газпром автоматизация (Газавтоматика)

Москва; Информационные технологии

Продукт: 1С:Предприятие 8.0
Второй продукт: 1С:Бухгалтерия
Третий продукт: 1С:Документооборот 8

Дата проекта: 2014/03 — 2016/12
Технология: ERP
подрядчики - 1042
проекты - 10611
системы - 725
вендоры - 302
Технология: Учетные системы
подрядчики - 450
проекты - 4515
системы - 1194
вендоры - 584
Технология: СЭД
подрядчики - 780
проекты - 8207
системы - 806
вендоры - 388

2016

«Газпром автоматизация» выбрала 1С для автоматизации бизнес-процессов казначейства

В декабре 2016 года в рамках комплексного проекта реинжиниринга, регламентации и автоматизации ключевых бизнес-процессов в компании «Газпром автоматизация» завершено внедрение системы казначейства.

Данный комплексный проект реализуется в соответствии с разработанной и принятой в 2014 году ИТ-стратегией общества.

Функциональный объем проекта включает бизнес-процессы:

  • управляющие бизнес-процессы (управление поручениями, бюджетирование, казначейство);
  • производственные бизнес-процессы (управление конкурсами, проектами, собственным производством, материально-техническим обеспечением);
  • поддерживающие бизнес-процессы (управление НСИ, договорной работой, трудовыми ресурсами, рекламациями, регламентированный учет).

Автоматизация казначейства проходила в два этапа. В 2014 году согласование платежей было переведено в электронный вид, а существующий бизнес-процесс стандартизирован. В 2016 году проведена оптимизация бизнес-процесса и повышена надежность системы. В результате:

  • среднее время согласования заявки на расходование денежных средств (ЗДРС) сокращено в три раза – до 17 часов (астрономических);
  • полностью исключены случаи неверной оплаты в связи с неактуальными реквизитами, неверными данными о взаиморасчетах, отзывом лицензии банка;
  • переход к безбумажной обработке документов позволил существенно сэкономить время пользователей, исключены «хождения по кабинетам»;
  • исключены случаи просрочки платежей;
  • финансовое руководство обладает точной и своевременной информацией о движении денежных средств.

Для автоматизации бизнес-процесса построена многокомпонентная информационная система, состоящая из тесно-интегрированных информационных баз:

  • 1С:Бухгалтерия – источник данных о фактических взаиморасчетах;
  • Корпоративная информационная управляющая система – основная front-end система для 99% пользователей;
  • 1С:Документооборот – система управления бизнес-процессами. Используется только как back-end приложение;
  • БИТ.Финанс – консолидированная система построения БДР и БДДС, а также формирования лимитов оплат.

Функционал многокомпонентной системы:

1. Автоформирование ЗДРС согласно условиям оплаты и наступившим бизнес-событиям.

2. Ручное формирование ЗРДС, в частности, по хозяйственной деятельности.

3. Электронное согласование ЗРДС согласно настроенным маршрутам и организационной структуре.

4. Автоконтроль взаиморасчетов, лимитов, актуальности банковских реквизитов, лицензии банка.

5. Формирование платежного календаря.

Цепочка согласования ЗРДС (служебного запроса) для оплаты субподрядчику после Этапа 2

История изменений представлена в следующей таблице:

Операция/показатель Было до автоматизации После Этапа 1 (2014) После Этапа 2 (2016)
1Подготовка ЗРДСВ бумажном видеЭлектронноЭлектронно
2Согласование ЗРДСВ бумажном виде, «ногами»ЭлектронноЭлектронно
3Формирование реестра на оплатуВ бумажном видеЭлектронноЭлектронно
4Контроль взаиморасчетовВручную по данным в файлах или базе регламентированного учета АвтоматическиАвтоматически
5Контроль лимитовВ ручном режимеВ ручном режимеАвтоматически
6Контроль лицензии банкаНе проводилсяНе проводилсяАвтоматически
7Ответственные за инициацию оплатыПроизводственное или хозяйственное подразделениеПроизводственное или хозяйственное подразделениеАвтоматическая инициация по условиям оплаты и бизнес-событиям
8Количество ЗРДС~5500~ 6000~ 7500 (+25%)
9Среднее время согласования (астрономических часов)~604217
«
Автоматизация казначейства позволила минимизировать «человеческий фактор» при согласовании ЗРДС. Полностью исключен риск осуществления платежей контрагентам в нарушение порядка оплаты, предусмотренного договорами, а также оплата по неверным реквизитам, что позволяет более эффективно организовать взаимодействие с контрагентами и дочерними предприятиями общества, – отметил заместитель начальника финансово-экономического управления «Газпром автоматизации» Д.Н. Кочетков.
»

«
Система сама отслеживает необходимость оплаты. При наступлении срока платежа – оплата инициируется автоматически. Наша задача – только ознакомиться с уведомлением о перечислении денежных средств, – подчеркнул начальник отдела сопровождения реализации объектов метрологии Управления информационно-измерительных систем и метрологии В.С. Орлов.
»

«
Сжатые сроки заставляли нас работать от «прототипа» без четкого технического задания, передавая функционал в эксплуатацию сразу, как он мог принести пользу. Параллельно мы преодолевали сопротивление пользователей – мнимые ошибки системы и «недостаток времени» сразу исчезали, когда вместе с пользователями в кабинет сажали аналитика, – заявил руководитель проекта автоматизации казначейства Е.Р. Гафаров.
»

Идет тиражирование системы в дочерних обществах, в частности, внедрение завершено в «Инвестгазавтоматике» и «Связьгазавтоматике».

Архитектура решения СЭД
Архитектура решения СЭД
Пример сквозного бизнес-процесса «Согласование договора»

2015

В «Газпром автоматизацию» высадилась команда экспертов по «1С»

Выступая на конференции «1С» по решениям для корпоративных клиентов в июне 2015 года, руководитель проектов «Газпром автоматизация» Евгений Гафаров отметил, что, несмотря на богатый опыт внедрения решений SAP в компаниях «Газпрома», для собственной автоматизации его компания выбрала платформу «1С: Предприятие 8». На ее базе в «Газпром автоматизации» работает большинство систем, автоматизирующих бизнес-процессы, в том числе две ключевых – корпоративная информационно-управляющая система и «1С: Документооборот». Последняя, по словам Гафарова, выполняет в «Газпром автоматизации» функции BPM.

Руководитель проектов «Газпром автоматизации» рассказал, что работы по масштабному проекту автоматизации бизнес-процессов в его компании начались в конце 2013 года. По его словам, на момент старта проекта только два блока бизнес-процессов были автоматизированы на должном уровне: регламентированный учет и управление МТО. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

Гафаров отметил, что бизнес-процессы в «Газпром автоматизации» подразделяют на три класса: управляющие (управление поручениями и финансами), производственные (управление проектами, конкурентными закупками, МТО и управление производством), а также поддерживающие (управление договорной работой, регламентированный учет, претензионная работа, логистика). К концу проекта на должном уровне были автоматизированы уже четыре блока бизнес-процессов и еще по четырем блокам – автоматизированы самые основные функции.

Евгений Гафаров, руководитель проектов «Газпром автоматизация»

Причины выбора именно «1С» в качестве основной платформы для автоматизации в своей компании Евгений Гафаров объяснил TAdviser тем, что, во-первых, со сменой руководства «Газпром автоматизации» (в 2013 году в компании сменился гендиректор и обновился топ-менеджерский состав – прим. TAdviser), в компанию пришла новая команда с очень хорошим опытом работы с продуктами «1С». После этого в «Газпром автоматизацию» дополнительно наняли и сторонних специалистов по «1С».

По состоянию на середину 2015 года, численность сотрудников практики «1С» для внутренней автоматизации, по словам Гафарова, составляет порядка 15 человек: это аналитики, разработчики, специалисты поддержки. Существенная часть этой команды приходится на бывших сотрудников фирмы «1С»: как перешедших в компанию со сменой руководства, так и нанятых позже со стороны. Бывшим сотрудником «1С» является и сам Евгений Гафаров, который также перешел в «Газпром автоматизацию» вместе с новым руководством.

Помимо наличия сильной внутренней экспертизы по «1С» важным фактором в пользу выбора этой платформы руководитель проектов «Газпром автоматизации» назвал экономическую составляющую: в компании пришли к выводу, что у нее есть достаточные компетенции, чтобы автоматизировать бизнес-процессы на базе «1С» дешевле и с требуемым качеством.

В разговоре с TAdviser Евгений Гафаров также отметил, что экспертизу по «1С» в «Газпром автоматизации» планируется развивать и использовать ее, в том числе, в проектах для внешних заказчиков.

Соглашение о сотрудничестве с «1С»

В конце июня 2015 года «Газпром автоматизация» сообщила о заключении соглашения о сотрудничестве с «». Оно предполагает развитие сотрудничества компаний в сфере создания прикладных решений по автоматизации систем управления и учета для отраслей промышленности, входящих в ТЭК России и стран таможенного союза.

Документ предусматривает формирование в структуре ПАО «Газпром автоматизация» Центра Компетенции по автоматизации предприятий ТЭК, в задачи которого будет входить создание и совместное продвижение специализированных решений на платформе 1С.

«В 2014 году мы приняли стратегическое решение о создании в своей структуре Центра Компетенции «1С» и планируем существенно нарастить объем внедренных решений «1С» в нефтегазовой и энергетической отраслях», - говорит генеральный директор ПАО «Газпром автоматизация» Дмитрий Журавлев.

В «Газпром автоматизации» рассчитывают, что реализация на платформе «1С: Предприятие» ее автоматизированных комплексов, включающих в себя основные бизнес-процессы отраслевого предприятия или холдинга, позволит повысить экономический эффект от использования таких систем, а также существенно снизит время и затраты на их внедрение.