НИУ "Высшая школа экономики" завершила масштабный проект автоматизации учебного процесса университета
Заказчики: Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) Подрядчики: Портал-Юг Продукт: 1С:Предприятие 8.3На базе: 1С:Предприятие 8.0 Дата проекта: 2024/10 — 2025/02
Количество лицензий: 1000
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
|
2025: Внедрение системы управления учебным процессом на базе 1С
НИУ "Высшая школа экономики" совместно с компанией "Портал-Юг" завершила масштабный проект автоматизации учебного процесса университета. Корпоративная система "HSE.Reg", разработанная для Вышки на базе "1С:Предприятия", охватила более 1000 рабочих мест в четырех территориально-удаленных кампусах. Решение интегрировано с более 15 вспомогательными системами университета. Организовано оперативное управление учебным процессом на всех этапах – от зачисления студентов до проведения ГИА и формирования дипломов выпускникам. В системе ежедневно обрабатывается свыше 200 документов, ведется учет более 55 000 студентов и аспирантов, анализируется множество отчетов. В два раза ускорилась подготовка документов для согласования и подписания за счет интеграции с СЭД. Об этом 25 февраля 2025 года сообщила компания "1С".
Как сообщалось, НИУ "Высшая школа экономики" – один из крупнейших университетов России. На базе ВШЭ действуют десятки научных институтов, центров и лабораторий, которые проводят фундаментальные и прикладные исследования. В НИУ ВШЭ реализуется обучение на разных образовательных уровнях — от факультета довузовской подготовки и лицея до аспирантуры и программ DBA. В университете работают более 12 000 преподавателей и исследователей, общее число студентов и аспирантов – более 55 000. Ежедневно обрабатывается свыше 200 приказов по учебному процессу, формируется отчетность в "Московский социальный регистр" (МСР), выгружаются данные в "Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении" (ФИС ФРДО) и внутренние вспомогательные системы университета.
Образовательный процесс в ВШЭ ранее был автоматизирован на базе информационный системы основанной на иностранном программном обеспечении, первая версия которой внедрялась в 2006 году и затем активно дорабатывалась. С годами потребности университета расширились, стали применяться современные сервисы и системы (1С:Документооборот, MDM, Вышка-BPM и многие другие), развивались образовательные стандарты, у студентов появились Индивидуальный учебный план (ИУП), Единый личный кабинет, расширялись программы внутренней и международной мобильности. Появились запросы на интеграцию с Государственными информационными системами. Со временем сопровождение системы становилось все более затратными.
Руководство вуза приняло решение о внедрении современной системы управления учебным процессом, которая позволила бы учесть все потребности и нюансы образовательного процесса, такие как работа в условиях фактически 100% индивидуализации и поддержки собственных образовательных стандартов. Одной из основных целей внедрения руководством ставилось снижение рисков в развитии системы в долгосрочной перспективе. Решающую роль при выборе продукта сыграла поддержка политики импортозамещения, отечественная платформа и ее широкое распространение на отечественном рынке, наличие готовых специалистов, надежный вендор в лице фирмы 1С. В системе требовалось организовать оперативное управление всеми этапами учебного процесса от зачисления студента до проведения ГИА и выдачи дипломов.Мобильное приложение HR Pro: кадровые процессы в привычном интерфейсе
Для реализации поставленных задач было решено разработать собственный программный продукт на платформе "1С:Предприятие". На старте проекта руководством НИУ ВШЭ ставились следующие задачи:
- Создать единую, надежную и адаптивную к новым бизнес-задачам систему;
- Использовать при разработке отечественную платформу;
- Обеспечить возможность развития и масштабируемости системы, в том числе, расширение ее функций в будущем.
- Реализовать и модернизировать в системе текущие процессы с учетом анализа изменений от образовательного блока.
- Разработать интеграции с учетными системами университета.
- Поэтапное замещение исторической системы для обеспечения непрерывности учебного процесса.
- Нормализация и очистка данных.
По итогам открытого конкурса партнером по внедрению стала компания "Портал-Юг". Программный продукт получил название "HSE.Reg" (международное название университета "Higher School of Economics").
В системе работают 1000 сотрудников Вышки: специалисты Дирекции основных образовательных программ, Дирекции по интернационализации, Центра международной студенческой мобильности, Дирекции по развитию студенческого потенциала, Центра стипендиальных и благотворительных программ. В "HSE.Reg" реализованы прямые интеграции с другими системами университета: 1С:Бухгалтерия государственного учреждения, 1С: Зарплата и Кадры, 1С:Документооборот, MDM, 1С:Миграционный учет, Вышка-ВРМ, Сервис верификации документов об образовании и пр. – всего более 15-ти ключевых систем и сервисов НИУ ВШЭ.
Основные итоги проекта:
- Автоматизированы ключевые задачи управления образовательным процессом: от зачисления студента до проведения ГИА и формирования дипломов.
- Прямые интеграции HSE.Reg с сервисами НИУ ВШЭ помогают избегать дублирования данных и увеличивают скорость формирования отчетности (форма ВПО-1, данные в Московский социальный регистр и др.). Из HSE.Reg в Сервис электронных ведомостей выгружаются ведомости, а обратно загружаются оценки учащихся. Реализован двусторонний обмен с мастер-системой хранения справочной информации о работниках ВУЗа, учащихся, контрагентах. Данные о дипломах выгружаются в Федеральный реестр сведений о документах об образовании. Таким образом, ежедневно в систему загружается и выгружается порядка 70-100 тыс. объектов из более чем 15-ти вспомогательных систем университета.
- На 20% ускорен ввод документов и поиск данных в системе. Этому способствовало стандартное usability систем 1С: фото учащихся, распределение обучающихся по менеджерам, общий журнал приказов с поиском и отборами, хранение истории приказов по студенту, возможность вывести приказы на печать или сохранить в файл. Менеджеры теперь вносят данные в систему по определенным шаблонам, которые минимизируют ошибки и несоответствия. Например, ИНН, СНИЛС, данные паспорта, автосклонение по падежам. Вся справочная информация хранится в карточке студента, при выборе студента в приказе все данные в документе заполняются автоматически.
- Подключена поддержка законодательства РФ, которая отсутствовала в прежней системе, в том числе, поддержка гражданства, адресная система ФИАС.
- Прямая интеграция с системой "1С:Документооборот" в 2 раза ускорила работу с приказами по контингенту учащихся. Из HSE.Reg в "1С:Документооборот" транслируются все приказы по зачислению/отчислению, переводам, отпускам и пр., обратно в HSE.Reg поступает информация о статусе приказа и его утверждении. Таким образом, менеджер работает в режиме одного окна, данные о статусе приказа обновляются автоматически, не требуя ручного ввода и корректировки, как было в прежней системе.
- В системе реализован контроль корректности действий пользователей системы, строго регламентированы бизнес-процессы, автоматизирован учет расчетов со студентами (договоры и оплаты). Все это оптимизировало работу пользователей, существенно сократило количество ошибок и повысило достоверность информации.
- Открытый код системы дает неограниченный потенциал развития, а инструменты для командной разработки позволяют адаптировать систему по многим задачам одновременно, сочетая как внутренние, так и внешние ресурсы, в том числе разные команды разработки.
- В результате проекта автоматизации НИУ ВШЭ получил современную систему управления на отечественной платформе "1С:Предприятие", с долгосрочной поддержкой разработчика, максимально совместимую с ИТ-ландшафтом университета.
Сопровождение и развитие системы на февраль 2025 года обеспечивают штатные программисты НИУ ВШЭ.
![]() | Ключевая особенность нашего проекта - корпоративная система, интегрированная в общую экосистему на базе единого технологического стека платформы 1С:Предприятие. В ВШЭ на этой платформе работают системы Документооборот, Приёмная кампания, Бухгалтерский учет, Договоры и Кадровая система. Такой подход обеспечил унификацию административных процессов, в то время как раньше задачи подразделений решались в разных системах, работающих на разных технологиях. отметил Дмитрий Бондарь, старший директор по цифровой трансформации | ![]() |