Как проверить китайского партнера перед сделкой
12.04.23, Ср, 19:09, Мск,
Сотрудничество с партнером из Китая для российского бизнеса — это возможность наполнить ассортимент недорогой продукцией или найти новый рынок сбыта. Зачем изучать данные о китайском партнере перед сделкой и какие инструменты помогут собрать информацию, разобралась команда Контур.Фокуса.
Содержание |
Риски
Новый контрагент — это всегда риск для бизнеса, особенно когда партнер находится за тысячи километров и говорит на другом языке. Негативные сценарии могут быть разными: деловой партнер возьмет аванс и перестанет выходить на связь, привезет товар не вовремя, не сможет заплатить по договору из-за тяжелого финансового положения. По незнанию можно принять посредника за поставщика или не спросить у контрагента разрешение на экспорт, без которого он не сможет перевезти продукцию через границу. Избежать проблем поможет проверка контрагента из Китая до того, как сделка состоится.
Онлайн-проверка фирмы
Чтобы начать проверку, не нужно ехать в Китай, достаточно изучить информацию в интернете. Сперва найдите претендентов на роль поставщика. Для поиска подойдут китайские торговые площадки: Taobao.com, Made-in-China, Alibaba.com, 1688.
Изучите сайт фирмы: он должен быть сделан на китайском языке и дополнительно может включать версии на других языках. Одностраничные сайты только на английском лучше сразу пропускать — такие часто делают мошенники. Проверьте действительность ICP-лицензии, без нее китайская организация не может легально сделать сайт. Часто номер указывают в нижней части главной интернет-страницы. Также проверьте интернет-адрес через местный Whois-сервис.
Почитайте, что думают о компании клиенты. Отзывы ищите на торговых площадках. Негативные отзывы укажут на проблемы, которые есть у поставщика: долгие сроки поставки, низкое качество товара, нежелание юридически оформлять отношения. Пообщайтесь с контрагентами фирмы напрямую: расспросите, что в сотрудничестве устроило, а что не понравилось.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
Вот еще несколько полезных сервисов:
- Trademark Office of China National Intellectual Property Administration — проверка товарных знаков,
- Система управления записями ICP — проверка ICP-лицензии на сайт,
- China Judgments Online — проверка судебных споров.
Проблема в том, что не все китайские ресурсы доступны для изучения из России. Зачастую у них нет английской версии, а для регистрации нужен местный номер телефона. Собрать информацию о контрагенте помогают специальные сервисы, например, Контур.Фокус. Для глубокого анализа контрагента сервис предлагает сформировать бизнес-справку на компанию. В ней есть данные о финансовом положении фирмы, таможенной декларации и экспортной лицензии, кредитный рейтинг и многое другое, чего в открытых источниках самому не найти.
Для онлайн-проверки может понадобиться один из реквизитов фирмы: название, регистрационный код или адрес. Наименование состоит из четырех частей: место регистрации фирмы, название, отрасль деятельности, вид юрлица. Единый код социального кредита включает 18 символов, иногда можно встретить старый 15-ти значный вариант. Иногда реквизиты указывают на сайте, но если их там нет, спросите о них напрямую у представителя фирмы.
Офлайн-проверка фирмы
Если проверка в интернете прошла успешно, продолжайте знакомство с контрагентом из Китая. Запросите у него пакет документов:
- Бизнес лицензия — без этого документа компания не вправе вести коммерческую деятельность. Если у фирмы ее нет, она работает нелегально.
- Налоговое свидетельство — еще одно подтверждение того, что организация ведет бизнес законно и выполняет установленные государством требования.
- Экспортная лицензия — документ, подтверждающий право компании вывозить товары за пределы страны.
- Сертификаты качества — документы, указывающие на безопасность и соответствие продукции установленным нормам.
Чем больше документов готов предоставить контрагент, тем лучше: так у вас будет подтверждение того, что партнер настроен серьезно и ничего не скрывает.
Важные реквизиты организации из Китая — номер стационарного телефона и адрес электронной почты. Если на фирму зарегистрирован телефон, это хороший знак. Значит, компания работает законно. По возможности позвоните на него и пообщайтесь с представителем об организации. Не пренебрегайте общением по e-mail, даже если обычно переписываетесь с контрагентом в мессенджере. Переписка по электронной почте будет иметь значение, если что-то пойдет не так и отношения с партнером придется выяснять в суде.
До сделки узнайте как можно больше о товаре. В этом помогут фотографии продукции на разных этапах производства, видеозаписи и звонки по видеосвязи. Нужно убедиться, что картинки на сайте соответствуют реальности, и по договору вы получите именно то, что показывает продавец. Лучше всего договориться о поставке образцов товара. Так риски получить кота в мешке ниже.
Работа с контрагентом из Китая дает новые возможности для бизнеса в России. Но чтобы снизить риски, не забывайте о проверке компании до такого, как договор будет подписан.