Port.ru - российская интернет-компания, создатель почтового веб-сервиса Mail.ru. Один из лидеров Рунета в начале 2000-х. В 2001 г. переименована в Mail.ru.
История
1995 - в США российским эмигрантом Евгением Голандом создана компания DataArt. Свою руку к становлению компании приложил и Алексей Кривенков. В рамках DataArt питерские программисты написали движок для веб-почты, который изначально предполагалось тиражировать на Западе.
1997 - Евгений Голанд стал соучредителем сервиса Mail.ru.
Ноябрь 1998 - После полугода работы, на движке, созданном DataArt, заработала русская почтовая служба Mail.ru. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Апрель 1999 - создано ЗАО "Порт.ру"
Август 1999 - Американские частные инвесторы, представляемые фондом Balestra Capital осуществили первый раунд инвестиций (900 тысяч долларов). DataArt стал генеральным подрядчиком Port.ru. Евгений Голанд получал инвестиции на Port.ru и отдавал их в собственную компанию DataArt.
Сентябрь 1999 - капитализация Port.ru составила 4,6 млн. долл.
Осень 1999 - Port.ru купил домен Internet.ru. Этот домен ранее входил в "стоп-лист" РосНИИРОС и в свое время вместе с другими доменами из запретного списка был выставлен на аукцион. Алексей Кривенков выкупил домен у победителя аукциона – красноярской компании Maxsoft – за 1 тысячу долларов. По этому адресу предполагалось создать имиджевое для владельца и ключевое для рынка СМИ.
Port.ru заплатил 50 тысяч долларов за Music.ru. Сумма в 50 раз большая, чем в случае с Internet.ru. Но на Music.ru уже был раскрученный сайт, который делался Павлом Ходаковым и Соней Соколовой. 50 тысяч ушли в Rinet Сергею Рыжкову, который ранее занимался поддержкой сайта и являлся владельцем домена.
Декабрь 1999 - инвесторы выделили Port.ru еще 2,5 млн долл. Капитализация компании достигла 27,5 миллиона долларов.
Февраль 2000 - вокруг Music.ru разгорелся скандал. Доменное имя принадлежало уже Port.ru, который решив, что от услуг Ходакова-Соколовой им легче отказаться, чем договориться о совместном ведении проекта, решил делать по этому адресу свой проект, просто отстранив "совладельцев". В официальном заявлении говорилось, что контентщики после продажи "ринетовской" доли перестали заниматься сайтом и поэтому Port.ru отказался от их услуг. Пикантность ситуации заключалась в том, что между командой Ходакова-Соколовой и Port.ru не было заключено никакого соглашения. Команда полагала, что 50 тысяч заплачено за четверть проекта. Еще столько же будет вложено в виде прямых инвестиций в проект, после чего Port.ru будет принадлежать 50% плюс одна акция проекта и все будут жить долго и счастливо. Однако вкладывать в имеющуюся команду и имеющийся сайт Port.ru не захотел. Павел и Соня забрали движок и содержимое и ушли на новый домен Zvuki.ru.
В Россию приехал Евгений Голанд. Кривенков был смещен с должности исполнительного директора на директора по развитию. Обещался его переезд в Нью-Йорк. В Америку он не поехал, а с Голандом общий язык так и не нашел.
Весна 2000 - Мария Черницкая покинула место директора "Порт.ру" по маркетингу и ушла в DataArt. Немалую роль сыграл в этом уходе конфликт Марии с Никитой Корзуном, пришедшим в Port.ru после скандального разрыва с List.ru и Германом Клименко. Анкетирование, которое было введено в свое время на Mail.ru и позволило потом предоставлять возможность таргетированной рекламы, - детище Марии.
Май 2000 – Port.ru получает инвестиции в размере 2,1 млн долл от фонда Delta Capital Management. Число сотрудников достигло 150, число зарегистрированных пользователей Mail.ru уже перевалило за миллион, и это достижение было занесено в Книгу рекордов России. На тот момент у Port.ru уже были: Mail.ru, Base.ru, половина Travel.ru, Torg.ru, Postcards.mail.ru, рассылки List.mail.ru. Были запущены рейтинг Rating.port.ru, форумы Talk.ru и и элитный каталог Top200.ru. В честь первой годовщины среди пользователей почты разыгрывался автомобиль ВАЗ 21110. Это был первый автомобиль, подаренный российской интернет-компанией своему клиенту.
Начало лета 2000 - питерский "Порт" вместе с DataArt переехал из дорогого офиса на Фонтанке в еще более дорогой по адресу Серпуховская, 10, с мраморными лестницами и прочими атрибутами красивой жизни.
Июль 2000 - открылся News.port.ru (главный редактор - Андрей Купряхин)
Август 2000 - компанию покинул Алексей Кривенков. Как позже говорил Алексей, "все было понятно и предсказуемо". Голанд гнул свою линию и делал большую компанию западного типа с департаментами и иерархической системой управления. Кривенков, который считал, что такой подход погубит все на корню, предпочел взять причитающиеся ему как акционеру деньги и выйти из дела. Сколько получил Кривенков на выходе – не знает почти никто. Называются суммы от 100 тысяч до миллиона долларов.
Сентябрь 2000 - IBM поставляет Port.ru серверное железо на сумму 1 млн долларов.
Октябрь 2000 - заключено соглашение с Маратом Сафиным, на футболке которого во время соревнований отныне должен был красоваться логотип Port.ru – почти как легендарный в то время Lycos с Анной Курниковой. Контракт заключался сроком на три года, но был расторгнут досрочно.
Осень 2000 - Голанду, по слухам, было отказано в очередном транше инвестиций. Port.ru впервые заговорил о том, что необходимо зарабатывать. Направление e-commerce, в рамках которого существовал проект Torg.ru и так никогда и не открылся Optorg.ru, съедало чуть ли не половину "портовского" бюджета. Все делалось с размахом – движок, стандарты, все магазины Рунета под одно крыло. Вот только придумать, как на этом зарабатывать, никто не мог. Эту задачу позже малой кровью решили "Яндекс" и Rambler, создав свои "Товары" и "Покупки".
Ноябрь 2000 - с шумным скандалом Port.ru покинули директор департамента электронной коммерции Андрей Табуринский и вице-президент по развитию Никита Корзун (конфликт получил свое продолжение, когда Андрей Табуринский увел с собой в Arrava часть команды, публично заявив, что из "Порта" ушли лучшие эксперты в области электронной коммерции). Электронно-коммерческое направление на этом заглохло. А "Порт", перетасовав топ-менеджмент, стал пытаться собрать все, что он породил за полтора года, в единый портал Port.ru.
21 февраля 2001 - на условиях 50 на 50 Port.ru объединяется с компанией netBridge во главе с Юрием Мильнером. Говорили, что у netBridge еще оставались инвесторские деньги, которые позволяли протянуть еще некоторое время. Мильнер, который стал гендиректором объединенной компании, уволил 90% персонала, в результате сотрудников в новой компании осталось всего 40 человек.
После объединения Port.ru и netBridge группа акционеров во главе с Голандом начала отходить от этого бизнеса, и постепенно New Century Holdings, Мильнер и Фингер выкупили доли Голанда и его партнеров.
Конец 2001 - принято решение отказаться от развития многочисленных брендов и сосредоточиться на самом популярном — Mail.ru, переведя под него все проекты.