Электронные госуслуги в регионах России
В конце декабря 2014 года Правительством РФ была утверждена концепция региональной информатизации до 2018 года. Разработка концепции региональной информатизации особенно актуальна, так как в период с 2010 по 2014 годы не было документа, координирующего процесс информатизации в субъектах РФ. Концепцией определены ключевые приоритеты развития государственных информационных сервисов в 14 ключевых сферах, а также описана типовая ИТ-инфраструктура современного региона и её ключевые компоненты.
Концепция региональной информатизации
Читать концепцию полностью (официальный документ)
Основные цели реализации концепции региональной информатизации — повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ. В концепции предложены основные принципы развития информационно-коммуникационных технологий по 14 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов РФ, в том числе в образовании, транспортной сфере, здравоохранении, связи, в сфере обеспечения общественной безопасности и других.
Отметим, что разработка концепции региональной информатизации особенно актуальна, так как в период с 2010 по 2014 годы не было документа, координирующего процесс информатизации в субъектах РФ. Период ранее действовавшей концепции, утвержденной распоряжением Правительства РФ №1024-р от 17 июля 2006 года, был определен до 2010 года.
Принятие концепции региональной информатизации также позволит повысить производительность труда бюджетного сектора экономики страны. Также ожидается рост эффективности государственного управления в отраслях народного хозяйства. Информатизация приведет к большей подконтрольности и лучшей управляемости органов власти и местного самоуправления, а также позволит сконцентрироваться на наиболее приоритетных направлениях деятельности в условиях бюджетных ограничений.
Ключевые задачи региональной информатизации согласно новой концепции:
Область информатизации | Задачи |
---|---|
Образование | Дистанционная подача заявлений для зачисления в организации образования (от дошкольного до высшего); дистанционный доступ к сведениям об успеваемости; развитие дистанционного обучения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями; системы учета в образовательных учреждениях из "облака". |
Здравоохранение | Автоматизация рабочих мест врачей; дистанционные медицинские консультации; дистанционная запись на прием к врачу; электронные медицинские карты с доступом для пациентов; электронные истории болезней; электронные назначения лекарственных препаратов (рецепты); взаимная интеграция медицинских систем разных уровней; электронные подписи для врачей; развитие облачных технологий. |
Социальное обеспечение | Региональные информационные ресурсы для учёта получателей социальной помощи; развитие межведа вовлеченных органов власти и Пенсионного фонда РФ; дистанционный доступ граждан к информации о льготах и субсидиях, прочих выплатах, в том числе подача электронных заявлений на их поучение. |
Сфера труда и занятости | Межведомственное взаимодействие органов по части трудоустройства; информирование граждан о вакансиях с помощью медиа каналов. |
Жилищно-коммунальное хозяйство | Интеграция региональных систем с федеральной ГИС "ЖКХ" и размещение в ней сведений о регионе. |
Безопасность жизнедеятельности | Внедрение в регионах систем "112" и "ЭРА-ГОНАСС"; развитие систем оповещения о ЧС, видеонаблюдения, систем контроля доступа на опасные объекты; автоматизированный обмен данными между органами власти и администрациями. |
Транспорт | Автоматизация управление транспортом в муниципальных образованиях: создание диспетчерских центров управления движением; использование информационно-аналитических систем управления движением и транспортом; формирование актуальной картографической информации о состоянии дорог; автоматическое информирование участников дорожного движения обо всех эксцессах; систем фиксации нарушений и дистанционной оплаты штрафов. Кроме того, электронная информация о движении общественного транспорта и дистанционная продажа проездных документов. |
Культура | Доступ к электронным архивам; создание порталом учреждений культуры и виртуальных музеев; электронные билеты. |
Энергетика | Создание региональных систем учёта объектов и субъектов отрасли энергетики; систем сбора и анализа данных для контроля за энергоэффективностью ТЭК в регионах; интеграция таких систем с федеральными и передача данных на "верхний" уровень. |
Сельское хозяйство | Системы учёта в электронной форме объектов и субъектов сельского хозяйства; паспорта животных, полей, учет сельхозпроизводителей и техники; развитие информационных сервисов, например, для проверки достоверности ветеринарной сопроводительной документации или доступа к данным о пустующих землях. |
Безопасность продовольствия | Межведомственный, межрегиональный и межуровневый обмен в электронной форме сведениями о зарегистрированной сельскохозяйственной технике, выданных ветеринарных сопроводительных документах, сертификатах семян, маршрутах движения скота, поставках продовольственной продукции, племенных хозяйствах, показателях производства и иными сведениями. |
Муниципальные финансы | Интеграция систем регионов с ГИС "Электронный бюджет". |
В целях повышения эффективности управления бюджетными расходами и обеспечения межотраслевой координации деятельности субъектам РФ рекомендуется утверждение региональных программ информатизации по ключевым для региона направлениям социально-экономического развития.
База информатизации
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий рекомендуется определять состав и функции компонентов региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивать ее взаимодействие с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме
Инженерная инфраструктура
К региональной инженерной инфраструктуре могут относиться:
- региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры;
- региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки
- данных;
- внутренняя телекоммуникационная инфраструктура органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- локально расположенные средства вычислительной техники, в том числе рабочие станции общего назначения, серверное оборудование, средства печати и копирования данных и другие;
- средства обеспечения информационной безопасности.
Региональный сегмент телекоммуникационной инфраструктуры
Основу регионального сегмента телекоммуникационной инфраструктуры могут составлять современные оптоволоконные мультисервисные сети связи, функционирующие по единым стандартам с установленным уровнем качества обслуживания, обеспечивающие потребителей услугами передачи данных любого типа.
На январь 2015 года Минкомсвязи РФ подготавливаются предложения по изменению нормативной правовой базы, необходимой для совместного использования каналов связи разными органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями. Регионам рекомендовано устранение цифрового неравенства. Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
При планировании мероприятий по развитию регионального сегмента телекоммуникационной инфраструктуры органам государственной власти субъектов РФ целесообразно учитывать, что обеспечивается:
- за счет бюджета РФ во всех населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек - не менее чем одна точка доступа, подключаемая с использованием волоконно-оптической линии связи и обеспечивающая возможность передачи данных со скоростью не менее чем 10 Мбит/с;
- за счет внебюджетных источников во всех населенных пунктах с населением более 500 человек - не менее чем одно средство коллективного доступа по предоставлению доступа к сети интернет без использования пользовательского оборудования абонента.
Региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных
В региональный сегмент инфраструктуры хранения и обработки данных предполагается включение локальных и совместно используемых средств вычислительной техники - центров обработки данных (ЦОД).
Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано определять порядок формирования регионального сегмента инфраструктуры хранения и обработки данных исходя из критериев совокупного сокращения бюджетных расходов. При этом рекомендуется учитывать особенности территориального расположения всех органов власти и организаций и уровень проникновения в регионе каналов связи, пригодных для использования удаленных центров обработки в случаях, если это экономически обосновано, размещая консолидированные данные, систематически определяя потребности в услугах центров обработки данных и заказ на услуги (создание) центров обработки данных.
Средства обеспечения информационной безопасности
Выбор и применение средств обеспечения информационной безопасности осуществляются регионами согласно требованиям законодательства РФ на основе классификации информационных систем с учетом моделей угроз и моделей нарушителя информационной безопасности. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется принимать дополнительные меры по повышению уровня защиты информационных ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Инфраструктура электронного взаимодействия
Органам государственной власти субъектов РA рекомендуется определить перечень и функции информационных систем, входящих в состав региональной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры электронного взаимодействия, установить порядок их разработки и эксплуатации. Для каждой такой информационной системы предполагается утверждение требований к уровню обслуживания потребителей и порядка определения стоимости ее использования в случае, если обслуживание носит возмездный характер.
Система межведомственного электронного взаимодействия
Основная статья: Развитие СМЭВ в субъектах РФ
В субъектах Российской Федерации рекомендуется осуществлять создание и эксплуатацию региональных систем межведомственного взаимодействия, обеспечивающих информационное взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления между собой и с системой межведомственного взаимодействия. Информационные системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций целесообразно подключать к системе межведомственного взаимодействия через региональную систему межведомственного взаимодействия. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации в случае изменения сервисов предоставления сведений федеральными или региональными поставщиками сведений рекомендуется обеспечивать изменение средств доступа к ним согласно регламентам системы межведомственного взаимодействия.
Единая система идентификации и аутентификации
Основная статья: Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре электронного правительства РФ (ЕСИА)
В новой концепции региональной информатизации органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления рекомендовано принять план перевода соответствующих информационных систем на использование Единой системы идентификации и аутентификации с конечным сроком реализации плана не позднее 1 января 2017 года.
Средства использования электронной подписи
Основная статья: Электронная подпись (ЭЦП)
Органами государственной власти субъектов РФ могут создаваться ведомственные удостоверяющие центры или использоваться услуги коммерческих удостоверяющих центров с учетом необходимости сокращения бюджетных расходов на получение и обслуживание сертификатов ключей проверки электронных подписей. В новой концепции региональной информатизации от 2015 года и далее говорится, что органам государственной власти субъекта РФ и органам местного самоуправления целесообразно обеспечить использование электронной подписи в создаваемых и эксплуатируемых ими информационных системах, а также получение и обслуживание сертификатов ключей проверки электронных подписей государственных и муниципальных служащих.
Региональный реестр государственных и муниципальных услуг
Согласно концепции региональной информатизации на 2015 год и далее, субъектам РФ рекомендовано осуществлять ведение регионального реестра государственных и муниципальных услуг, а сведения из него предлагается передавать в федеральную государственную информационную систему "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)" путем заполнения электронных форм в ней или ее интеграции с региональными реестрами государственных и муниципальных услуг.
Порталы государственных и муниципальных услуг
Основная статья: Единый портал государственных услуг
Согласно концепции региональной информатизации на 2015 год и далее, органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано обеспечить размещение сведений о государственных и муниципальных услугах, включенных в примерный перечень услуг, подлежащих первоочередной оптимизации, и организовать их получение в электронной форме на Едином портале.
При этом должна обеспечиваться интеграция личного кабинета получателя государственных и муниципальных услуг на региональном портале с единым личным кабинетом получателя государственных и муниципальных услуг на Едином портале и использование Единой системы идентификации и аутентификации.
На региональных порталах могут создаваться личные кабинеты получателей государственных и муниципальных услуг, при этом целесообразно обеспечить интеграцию таких личных кабинетов пользователей с единым личным кабинетом пользователя на Едином портале: в части получения информационными системами органов государственной власти субъекта РФ сведений из единого личного кабинета пользователя - с 1 июля 2016 г.; в части предоставления информационными системами органов государственной власти субъектов РФ документов, полученных в результате предоставления ими государственных и муниципальных услуг пользователю, и сведений о текущих статусах их предоставления - с 1 января 2017 г.
Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации будет определен порядок взаимодействия и разработаны сервисы предоставления сведений и адаптеры получения сведений из системы межведомственного взаимодействия, необходимые для информационного обмена между личными кабинетами пользователя.
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг
Основная статья: Концепция МФЦ
В новой концепции информатизации регионов на 2015 г. и далее говорится, что информационные системы многофункциональных центров целесообразно создавать с учетом того, чтобы они поддерживали передачу уведомлений о ходе и результате оказания услуг, а также безбумажный межвед и мониторинг предоставления услуг на базе МФЦ.
Предполагается, что информатизация многофункциональных центров будет проводиться в соответствии с правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также методическими рекомендациями по обеспечению деятельности многофункциональных центров, утверждаемыми Министерством экономического развития Российской Федерации.
По данным Минэкономразвития РФ, по состоянию на 31 декабря 2014 года в 83 субъектах Российской Федерации действовало 1773 МФЦ с долей охвата населения в 60,38 %. Только за 2014 год по всей стране создано 760 центров. При этом в мае 2012 года Президентом РФ поставлена задача развернуть в масштабе страны сеть МФЦ, которая позволила бы к началу 2016 года сделать все массовые и социально значимые услуги территориально доступными 90% населения страны. (это не комментарий, будет в статье, далее пойдет комментарий)
"Приоритет создания развитой сети МФЦ по всей стране, безусловно, правильный. МФЦ - это хороший способ получить доступ к государственным услугам для максимального числа граждан. Мы изучали международный опыт, и например, в Бразилии аналоги МФЦ очень развиты, дают прекрасный эффект по охвату, это особенно важно для социально не защищенных слоев населения, но и не только для них", - прокомментировал TAdviser Эйсымонт Сергей, заместитель директора департамента комплексных проектов ЛАНИТ.
По его словам, важно, чтобы сеть МФЦ, в развитие которой инвестировано много сил и средств, оказалась способна качественно решать большой спектр задач. Поэтому после завершения строительства сети основных МФЦ в регионах на первый план выйдет тема мониторинга их деятельности и отслеживания эффективности оказываемых государственных услуг: сейчас ЛАНИТ по заказу Минэкономразвития РФ работает над созданием решения для мониторинга деятельности МФЦ.
"Для Департамента комплексных проектов ЛАНИТ автоматизация МФЦ является одним из ключевых направлений. Мы являемся разработчиком типовой автоматизированной системы АИС МФЦ, созданной по заказу Минэкономразвития РФ, которая, по статистике Минэкономики , используется в десятках регионов РФ. ЛАНИТ активно участвует в проектах внедрения АИС МФЦ в части консалтинга, обучения, технической поддержки", - добавил Сергей Эйсымонт.
Единый платежный шлюз
Органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется с 1 мая 2015 г. осуществить интеграцию региональных порталов и информационных систем многофункциональных центров с государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах.
Система досудебного (внесудебного) обжалования
Органам государственной власти субъектов РФ с 1 марта 2015 г. рекомендуется обеспечить интеграцию региональных порталов государственных услуг с федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Информационные системы обеспечения управленческой и типовой деятельности
Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления в новой концепции региональной информатизации на 2015 г. и далее рекомендовано обеспечивать передачу сведений в государственную автоматизированную информационную систему "Управление" в соответствии с запросами федеральных органов исполнительной власти.
К базовому программному обеспечению управленческой и типовой деятельности могут относиться:
- системное программное обеспечение и программное обеспечение общего назначения - операционные системы; системы управления базами данных; офисные приложения; приложения поддержки сетевой инфраструктуры; средства управления и использования электронной почты; средства разработки и другие.
- К информационным системам обеспечения управленческой и типовой деятельности, предназначенным для автоматизации типовых обеспечивающих полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, целесообразно отнести: системы электронного документооборота; информационно-аналитические системы; системы кадрового и бухгалтерского учета; системы геоинформационного и картографического обеспечения деятельности; иные системы, в том числе системы управления материальными и нематериальными активами, справочной правовой информации, ведения официальных сайтов, центров обработки вызовов, автоматизации приема и обработки запросов и обращений граждан и другие.
Совместимость государственных информационных систем
Для обеспечения совместной работы государственных и муниципальных информационных систем органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется создать региональную систему нормативно-справочной информации и региональный реестр технических спецификаций с учетом положений Концепции методологии систематизации и кодирования информации, а также совершенствования и актуализации общероссийских классификаторов, реестров и информационных ресурсов, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2014 г. № 793-р.
С использованием региональной системы нормативно-справочной информации целесообразно поддерживать автоматизированный обмен данными с федеральной государственной информационной системой "Единая система нормативной справочной информации" и региональными и муниципальными информационными системами, формирующими и использующими справочную информацию.
Софинансирование ИТ из федерального центра
Основная статья: Субсидии Минкомсвязи субъектам РФ на развитие информационного общества
Федеральный центр субсидирует внедрение информационных технологий в субъектах РФ в целях развития современных услуг здравоохранения, образования, ЖКХ и др.
История развития
2022: Мишустин утвердил запуск облачной платформы для перевода региональных и муниципальных госуслуг в электронный вид
В конце июня 2022 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, которым утвердил запуск специальной облачной платформы, призванной упростить перевод региональных и муниципальных госуслуг в электронный вид. Подробнее здесь.
2021: Мишустин расширил список сервисов, доступных на региональных порталах госуслуг
Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства о расширении списка сервисов, доступных на региональных порталах госуслуг. Об этом пресс-служба кабмина сообщила 22 октября 2021 года.
Документ устанавливает перечень из 14 услуг, которые предоставляют Роснедра, Роструд и Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). Речь, например, об учёте граждан, относящихся к коренным малочисленным народам, выдаче заключений об отсутствии полезных ископаемых под участком застройки, экспертизе условий труда, аккредитации частных агентств занятости и ряде других сервисов.
Решение о добавлении услуг на местный портал принимают региональные власти. Они же определяют ведомство, ответственное за обеспечение работы сервисов на региональном уровне.
Перечень государственных услуг, которые можно предоставлять на региональных порталах
- Выдача разрешений на строительство объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого осуществляется на земельном участке, предоставляемом пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр местного значения) – Роснедра;
- Выдача заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки и разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода – Роснедра;
- Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, разрешение на строительство которого было выдано Федеральным агентством по недропользованию – Роснедра;
- Аккредитация частных агентств занятости на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала) – Роструд;
- Информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права – Роструд;
- Приём и учёт уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по оказанию социальных услуг юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – Роструд;
- Рассмотрение разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласия работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалоб работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда – Роструд;
- Учёт лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации – ФАДН России.[1]
2009: Модель Минкомсвязи и "Ростелекома"
В 2009 году «Ростелеком» назначен правительством РФ единым оператором инфраструктуры «электронного правительства». Компания предлагает для внедрения в регионах госуслуг в электронном виде использовать так называемую инвестиционно-сервисную модель. В ее рамках «Ростелеком» берет на себя инвестиции в необходимую инфраструктуру (защищенные линии связи, call-центры, центры обработки данных и унифицированные программные решения для электронных госуслуг, в том числе на базе ПО Microsoft). Компания планирует предоставлять эту инфраструктуру, ПО и услуги по их поддержке регионам. Как сказал Алексей Нащекин, вице-президент «Ростелекома» по федеральным программам если бы каждый отдельный регион решил все делать самостоятельно, ему это обошлось бы в среднем в 150 млн руб. А предложения «Ростелекома» позволят регионам сэкономить не только деньги, но и время. Сам «Ростелеком» в 2010 г. уже вложил в создание инфраструктуры «электронного правительства» около 1 млрд руб., а до 2015 г. планирует направить на эти цели 5 млрд руб.
- На март 2011 г. по словам вице-президента «Ростелекома» Алексея Нащекина унифицированным решением оператора для предоставления электронных госуслуг пользуется 7 пилотных регионов - Свердловская, Новосибирская, Кемеровская, Мурманская, Липецкая, Курская и Астраханская области (доменные имена региональных порталов - код региона.gosuslugi.ru).
В среднем каждый из перечисленных субъектов платит за использование инфраструктуры и ПО «Ростелекома» 15 млн руб. в год, рассказал Нащекин CNews[2]. Всего соглашения о стратегическом партнерстве оператор подписал с 73 субъектами России.
2010: Развитие сервисов
28 октября 2010 г. на заседании Совета по региональной информатизации министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щёголев и представители «Ростелекома» призвали регионы использовать возможности компании для создания «электронного правительства» — в частности, для перевода госуслуг в электронный вид. Предполагается, что это позволит унифицировать систему электронных госуслуг от федерального до муниципального уровней и сэкономить время и деньги регионов. «Иначе, — заявил министр, ― мы будем в итоге иметь колье из 83 бусин, только в нем где-то будет жемчуг, а где-то ― стеклярус». В свою очередь, регионы выразили недоумение относительно цен «Ростелекома», в том числе на внедрение электронных госуслуг, которые уже и без того действуют.
Однако представители регионов на заседании совета заявили, что считают завышенной цену услуг «Ростелекома», требующего, по их словам, 1,5 млн руб. за техподдержку одной электронной госуслуги, которая оказывается в регионе. Учитывая, что таких услуг в каждом регионе несколько десятков, регионалы говорят, что для них это чересчур дорого. В частности, представитель Кемеровской области сообщил, что к ним пришло предложение Сибирского филиала «Ростелекома» заплатить 19,7 млн руб. за внедрение 11 электронных госуслуг. Непонятно, за что «Ростелеком» просит такие деньги, тем более что девять из этих услуг в области уже функционируют как электронные на областном портале госуслуг.
Нащекин, в свою очередь, назвал разговоры об этих 1,5 млн руб. «ерундой». Он пояснил, что, по приблизительным расчетам, плата с одного региона за использование пакетного предложения «Ростелекома» по техподдержке регионального «электронного правительства» должна составить в среднем 15 млн руб. в год — независимо от того, 11 или 100 госуслуг предоставляет регион с использованием предложений «Ростелекома». Конкретная сумма оплаты должна определяться совместно представителями каждого региона и «Ростелекома» исходя из местных условий и потребностей. Что касается кемеровского казуса, Нащекин пообещал разобраться с Сибирским филиалом компании, чтобы его сотрудники предоставляли детализированные предложения с указанием всех существенных параметров.
Представителей регионов это разъяснение пока удовлетворило, однако они попросили «Ростелеком» представить такие детализированные предложения не позднее, чем в течение двух недель. Иначе средства на финансирование сотрудничества с «Ростелекомом» не попадут в региональные бюджеты на 2011 г. и платить за его услуги по созданию «электронного правительства» будет нечем.
Кроме цен, в регионах есть и другие претензии к «Ростелекому» как единому оператору инфраструктуры «электронного правительства».
Например, выдвигаемые в качестве преимуществ услуг «Ростелекома» единые стандарты решений «электронного правительства» в регионах до сих пор не заметили. В частности, по словам регионалов, созданный компанией "Ланит" (субподрядчик «Ростелекома») интерфейс загрузки в единый интернет-портал госуслуг сведений о региональных госуслугах сделан так, что его формат не позволяет загружать в реестр портала эти услуги. Это, как считают регионалы, произошло потому, что "Ланит" разрабатывала интерфейс не на основе каких-либо стандартов, которых на самом деле нет, а так, как ей самой было удобно.
То же касается электронной цифровой подписи (ЭЦП), которая нужна, чтобы гражданин смог получить юридически значимый документ в результате обращения за госуслугой в электронном виде. Для этого необходимо, чтобы ЭЦП, выданная удостоверяющим центром одного ведомства, принималась и в других ведомствах, участвующих в обработке обращения гражданина за госуслугой. Сейчас этого нет. В ответ заместитель министра связи и массовых коммуникаций Илья Массух заверил, что необходимый проект постановления правительства почти до конца согласован со всеми заинтересованными ведомствами и такое постановление может быть утверждено до 1 декабря 2010 г.
2011: Регионы не спешат
С 1 июля 2011 г. госорганам запретят запрашивать данные у граждан, если есть возможность получить их в другом ведомстве. Эта дата установлена 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Федеральные чиновники торопят своих региональных коллег.
«21 февраля 2011 г. мы направили в субъекты запрос о ходе внедрения межведомственного электронного взаимодействия (МЭВ, служит для передачи информации между госорганами), - рассказал в марте 2011 г. на заседании совета по региональной информатизации заместитель министра экономического развития Олег Фомичев. - Сейчас всего 10 субъектов представили такую информацию. Часто вместо ответов мы получаем лишь сообщения с перечислением проблем, либо письма с планами, сроки реализации которых выходят за 1 июля 2011 г.».
Также Фомичев рассказал об исследовании ведомства, которое показало, что немногим более половины региональных госуслуг переводятся в электронный вид без опоздания. «Мы проводим мониторинг качества предоставления госуслуг в электронном виде. Последняя такая проверка закончилась 15 декабря 2010 г. по 2,5 тыс. услуг и 61 региону. На тот момент ситуация была сложная», - заявил чиновник.
Как выяснило Минэкономразвития, у 18 российских регионов в конце 2010 г. вообще не было порталов госуслуг. По 43% региональных услуг не была доступна даже информационная справка (первый этап внедрения, % даются от числа порталов, где этапы должны были завершиться), а по 41% исследованных услуг не предоставлялись бланки заявлений (второй этап).
Также ведомство озаботилось злоупотреблениями граждан - требованиями получить всю нужную для услуги информацию вовсе без их участия. Минэкономразвития подготовило поправки в 210-ФЗ, где предлагает правительству установить перечень документов, которые заявители должны приносить сами.
«Если буквально толковать нормы текущего закона, то заявитель может прийти за оказанием услуги без паспорта и сказать, что эти данные должны быть запрошены из Федеральной миграционной службы (ФМС), - продолжает Фомичев. - Есть целый ряд документов так называемого персонального хранения (например, диплом о высшем образовании), которые не надо идти и получать, а удобнее приносить с собой».
Кроме того, в поправках предлагается обрабатывать персональные данные в системе межведомственного взаимодействия без разрешения заявителей. В Минэкономразвития отметили, что с 1 июля 2011 г. ведомства хоть и не смогут больше запрашивать у граждан лишние данные, но не обязаны между собой передавать их именно в электронном виде, возможность бумажного обмена информацией остается.
`Мы понимаем тех, кто хочет дождаться как электронное правительство будет сделано на федеральном уровне, - говорит министр связи Игорь Щеголев. - Но тех кто медлит я хочу призвать ускориться. Перед `Ростелекомом` стоит задача создать базу внедренных в регионах решений и сделать ее открытой для остальных субъектов федерации`.
2012
Регионы смогут доделывать госуслуги
Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров 21 сентября 2012 года на "Сочинском инвестиционном форуме 2012" предложил предоставлять регионам возможность доделывать конкретные решения на основе базовых электронных услуг, поставляемых федеральным центром, говорится в сообщении ведомства.
"За последние пару лет мы постоянно меняли курс относительно того, какие технологии нам нужно использовать", - отметил глава Минкомсвязи России. Он пояснил, что предлагаемые идеи варьировались от типовых решений для всех регионов до многочисленных разработок, которые дублировали друг друга. По мнению Николая Никифорова, сегодня "речь должна идти о полностью готовых и работающих решениях".
"Очень важно, чтобы на едином уровне были обеспечены рабочие сервисы, чтобы получился набор законченных услуг, - подчеркнул глава ведомства. – Со стороны Министерства связи и массовых коммуникаций мы сделаем всё, чтобы месяц за месяцем регионы делали набор законченных решений".
Таким образом, регионам могут дать возможность самостоятельно создавать решения в области электронных услуг, которой субъекты фактически лишились после обязательного внедрения продукта от Ростелекома.
О сроках или более конкретных шагах в этом направлении министр не уточнил.
Запись к врачу - самая востребованная электронная госуслуга
Электронная запись к врачу является самой востребованной услугой в России, к такому выводу пришли эксперты некоммерческого объединения "Экспертный центр электронного государства D-Russia" согласно проведенному исследованию, о чем 22 ноября 2012 года на пресс-конференции журналистам рассказал руководитель центра Павел Хилов.
В исследовании принимали участие более 600 экспертов из 80 регионов страны. По итогам был составлен ТОП-20 самых востребованных электронных сервисов в России. Так, первым в списке идет электронная запись к врачу, далее - доступ к информации о тарифах и потребленных жилищно-коммунальных услугах, на третьем месте - электронная запись на зачисление в детские сады и школы.
Также в список вошли:
- электронная медицинская карта
- электронный дневник ученика
- оформление документов ЗАГС и их дубликатов
- предупреждение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях и хода ликвидации их последствий
- подача электронных заявлений на получение социальных льгот,субсидий, пособий, выплат и другой материальной помощи
- доступ к информации о выданных дипломах и аттестатах
- электронная оплата ЖКХ
- электронные заявления в правоохранительные органы, службы спасения и доступ к информации об их рассмотрении и принятых мерах
- открытый доступ к электронным музеям и библиотекам
- доступ к результатам видео-фиксации нарушений ПДД
- электронные аптечные сервисы
- электронная запись в ВУЗы
- доступ к информации о квалификации врача, истории его врачебной практики
- электронное и дистанционное образование
- доступ к единой базе результатов тестирования и оценки знаний
- видеонаблюдения за придомовой территорией
- круглосуточный мониторинг опасных участков.
По словам Хилова, результаты исследования лягут в основу предложений по улучшению и изменению существующих норм предоставления электронных услуг населению.
Директор департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа Андрей Бородин утверждает, что существует необходимость информировать наши законодательные власти о том, каие потребности существуют у населения, чтобы изменения носили характер улучшений. "Так иногда получается, что на федеральном уровне сделают поправку и она как костюм, который прислали не по размеру. Так чтобы все было в пору, необходимо центр информировать о том, что необходимо на региональном и муниципальном уровнях", - сказал он.
Павел Хилов совместно с другими экспертами,входящими в НКО, предложил изменить подход к предоставлению государственных услуг от заявительного к уведомительному. Андрей Бородин утверждает, что госуслуги должны предоставляться в автоматическом режиме: "Есть карточка беременнтой, потом по базе данных она перешла в роддом, оттуда информация ушла в ЗАГС и другие органы по выплате пособий, и женщине не надо бегать нигде, деньги автоматически должны прийти ей на карту, без участия живого человека", - так пояснил он свое видение будущей системы оказания госуслуг.
По мнению экспертов необходимо создать вертикально-интеграрованные ротраслевые информационные системы, например как медицинская инормсистема, и принять на федеральном уровне единые госстандарты и требования к инфосистемам, используемым для оказания государственных и мунициапальных услуг.
"Все наши решения и рекомендации будут направляться в соответствующие федеральные инстанции для дальнейшего рассмотрения", - сказал Павел Хилов.
2013: Создание координационного совета региональной информатизации
Для координации деятельности и оказания методической помощи органам власти регионов в 2013 году был создан Совет по региональной информатизации. Деятельность совета направлена на развитие информационного общества в субъектах РФ, а также для улучшения качества жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности.
Для планомерного и скоординированного внедрения информационно-коммуникационных технологий в субъектах РФ Минкомсвязь России разрабатывает «Концепцию региональной информатизации». Цель концепции — описание основных принципов и механизмов по устранению цифрового неравенства между субъектами РФ, что позволит гражданам независимо от места их проживания и социального статуса получать образование, медицинскую помощь и другие необходимые услуги с помощью информационных технологий.
2014: Одобрена концепция региональной информатизации до 2018 года
- Минкомсвязь России ежегодно поддерживает проекты, направленные на развитие информационного общества, распределяя на конкурсной основе субсидии субъектам РФ из федерального бюджета. В начале февраля 2014 года состоялось подведение итогов конкурса, по результатам которого победителем стал 61 субъект РФ. Общая сумма субсидий составила 1 155,6 млн рублей. Субсидии направлены на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах благодаря внедрению информационной системы и на обеспечение возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Результаты реализации проекта должны быть достигнуты к 1 июня 2015 года.
- В октябре 2014 года была одобрена[3] концепция региональной информатизации до 2018 года.
Основные цели реализации концепции региональной информатизации — повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ. В концепции определены отрасли экономики и направлений социально-экономического развития, где применение информационно-коммуникационных технологий даст наибольшую отдачу. Это образование, медицина, социальное обеспечение, транспорт и другие.
Правительственная комиссия в целом одобрила концепцию региональной информатизации и поручила Минкомсвязи России разработать и представить в Правительство проект «дорожной карты» по ее реализации.
2015: Концепции дан ход
В январе 2015 года стало известно о том, что на официальном сайте Правительства РФ опубликовано распоряжение об утверждении концепции региональной информатизации. Документ подписан Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым.
Концепция региональной информатизации определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти субъектов РФ на период до 2018 года, а также организационную модель управления указанной деятельностью.
См.также
Обзор ИТ в регионах России 2015
- Россия в ИТ-рейтингах
- Информационное общество и софинансирование регионов
- Электронное правительство России
- Цифровизация регионов России
- Статистика использования ИКТ в госсекторе России
- Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ)
- Развитие СМЭВ в субъектах РФ
- Универсальная электронная карта (УЭК)
- УЭК в регионах России
- ИТ в здравоохранении РФ
- ИТ в образовании РФ
- Концепция МФЦ
- Информатизация МФЦ Мои документы
- Аудит соответствия МФЦ рекомендациям к ИТ
- МФЦ. Международный опыт
- ИТ-директора российских регионов
- Анализ базы ИТ-директоров российских регионов 2014
- ИТ в госсекторе (мировой рынок)
- ИТ в госсекторе США
- ИТ в госсекторе Евросоюза
- ИТ в госсекторе Великобритании
- ИТ в госсекторе Индии