Умные закупки: как искусственный интеллект и API-сервисы помогают пользователям Портала поставщиков
На Портале поставщиков уже несколько лет развиваются сервисы на основе искусственного интеллекта. Они автоматизируют рутинные процессы, помогают пользователям ориентироваться в многообразии информации на платформе и эффективнее осуществлять закупки. Кроме того, благодаря API-сервисам предприниматели из разных регионов получают более удобные механизмы работы в системе закупок малого объема. Подробнее о возможностях Портала поставщиков можно узнать на странице совместного специального проекта TAdviser и ДИТ Москвы.
Получить статус поставщика или заказчика можно при регистрации или в личном кабинете. Для совершения юридически значимых действий потребуется электронная подпись. Пройдя процедуры регистрации и аккредитации (автоматическая проверка по федеральным реестрам), поставщик получает право размещать предложения о поставляемой продукции, участвовать в закупках и заключать контракты по итогам закупочных процедур и котировочных сессий. Заказчик может размещать потребности в продукции, товарах, услугах сразу после регистрации.
Развитие умных помощников
Чтобы заказчикам было легче ориентироваться в потоках информации и отслеживать сведения о закупках, на Портале работает виртуальный помощник – чат-бот.
Цифровой помощник решает две основные задачи: оперативно консультирует пользователей и снимает существенную часть нагрузки с сотрудников службы поддержки. Чат-бот оказался незаменим для тех, кто только знакомится с возможностями ресурса и порой теряется в многообразии информации. Обратиться к чат-боту можно, кликнув на круглую иконку в левой нижней части экрана. Виртуальный консультант тут же откроет диалоговое окно и предложит выбрать одну из популярных тем обращений: регистрация на Портале, участие в котировочной сессии, регламент работы ресурса, подбор товаров, добавление товаров в каталог, инструкции для поставщика для работы.
Если пользователь не нашел ответ на свой вопрос, он может задать его чат-боту через специальную строку. В базе знаний чат-бота содержится более 700 статей на разные темы. Используя их, он может порекомендовать различные сервисы и подобрать нужные документы, относящиеся к правилам проведения закупок. Если в базе робота нет ответа на вопрос пользователя, к чату оперативно подключится оператор службы поддержки Портала Поставщиков.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft
За два года чат-бот Портала обработал более 350 тысяч обращений. Благодаря обширной и регулярно пополняемой базе знаний умный помощник самостоятельно обрабатывает 80% вопросов, поступающих в чат. То есть лишь один из пяти вопросов требует подключения оператора. Чат-бот постоянно учится на основе базы знаний, а также используя ответы операторов на сложные вопросы.
Еще одно решение на основе искусственного интеллекта, которое используется на Портале Поставщиков, — это нейросеть для определения категории товара. Когда пользователи размещают в каталоге сведения о своей продукции, им необходимо отнести ее к определенной категории: бумага, полиграфическая продукция, медицинские препараты, зоотовары, канцтовары, текстильные изделия, инженерно-строительные товары, мебель и т.д. Ранее им приходилось вручную выбирать нужную категорию из длинного списка, на что уходило много времени. Нейросеть избавила поставщиков от рутинной процедуры. Достаточно загрузить изображение продукции, и искусственный интеллект за несколько секунд проанализирует предложенную картинку, после чего предложит подходящие категории на выбор. По статистике на сегодня точность определения категории составляет 92%. Этот показатель будет расти, поскольку нейросеть, как и чат-бот, постоянно обучается и пополняет свой «багаж» знаний на основе различных моделей.
Кроме того, на Портале Поставщиков используются технологии машинного обучения для поиска соответствия между похожими товарными единицами. Один и тот же товар или продукт (кондиционер, принтер, пачка бумаги, йогурт определенной марки) могут предлагать разные компании, а значит, что и цены будут различаться. На Портале аналогичные товары отображаются в одной карточке с информацией о том, какие ценовые предложения по ним есть в системе. Поставщику достаточно загрузить свой прайс-лист, и благодаря искусственному интеллекту система сравнит его с уже опубликованными товарными позициями. Система предложит похожие позиции в случае найденного соответствия. Необходимо лишь указать свое ценовое предложение по данному товару и заверить его электронной подписью.
Удобная доступность: API-сервисы на Портале
Для эффективной работы поставщиков и заказчиков на Портале также запущены публичные API-сервисы, благодаря которым, например, пользователи могут скачивать каталог товаров, услуг и работ. Новые возможности особенно актуальны для компаний, которые широко используют анализ больших данных для конкурентного сравнения, оптимизации работы с каталогом, а также определения перспективных товарных ниш. Это помогает выстроить успешную бизнес-стратегию закупочной деятельности. Кроме того, полученные данные можно использовать как шаблон: предприниматели составляют свой каталог, чтобы затем загрузить его на Портал и не заполнять вручную позиции в каталоге товаров. Подробная инструкция на Портале поможет разобраться в сервисе и правильно сделать запрос пользователям без специализированных навыков.
В середине 2022 года на Портале Поставщиков запущен API-сервис, который позволил упростить поставщикам получение универсального передаточного документа (УПД) – специального документа, объединяющего в себе счет-фактуру и первичный документ для бухгалтерского учета. Его необходимо заполнять после исполнения каждого этапа контракта. Ранее предприниматели выписывали такой документ дважды: в собственной бухгалтерской системе и в личном кабинете Портала. Каждый раз необходимо было добавлять информацию вручную. Благодаря новому API-сервису пользователям достаточно оформить документ в системе бухучета своей компании, а затем автоматически передать его на Портал. К данному сервису могут подключиться любые бухгалтерские системы.
Поскольку на заполнение одного УПД обычно уходит от пяти до десяти минут, для крупных компаний, которые ежемесячно заключают сотни контрактов, оформление второй копии такого документа требовало существенных временных затрат. API-сервис позволяет сотрудникам организации автоматизировать этот процесс и экономить массу времени.
Также на Портале реализована функция автоматического определения региона при входе на площадку. В зависимости от местоположения пользователя Портал отображает предложения по товарам, работам и услугам поставщиков, находящихся рядом, предлагает отсортировать закупки по региональной принадлежности в едином реестре закупок, реестре контрактов, в каталогах товаров, работ и услуг, а также при подаче ценового предложения, которая позволяет отображать контент в зависимости от местонахождения пользователя.
Для столичных заказчиков реализована возможность создания новой позиции стандартной товарной единицы (СТЕ) без привлечения поставщика. В данном случае заказчики создают СТЕ без ценовых предложений, а поставщики предлагают свою цену, подтверждая свои действия с помощью электронной подписи.
Благодаря возможностям искусственного интеллекта на Портале реализована расширенная персонализация рекомендаций для пользователя. Поставщики могут воспользоваться сервисом, который на основе истории участия в закупках, подписания контрактов, загружаемой продукции формирует перечень рекомендаций по планируемым закупкам. Сервис позволяет:
- Автоматически подбирать рекомендуемые закупки на основе заключенных контрактов, выбора продукции и поставщиков;
- Регулярно обновлять рекомендации исходя из деятельности поставщика и его просмотров;
- Отправлять поставщику в личный кабинет уведомления с приглашением на участие в закупках.
Благодаря такому подходу предприниматель может повысить эффективность своего участия в закупках, получать актуальные и целевые предложения по опубликованным закупкам.
Таким образом, для повышения удобства и оптимизации работы на Портале Поставщиков Правительства Москвы активно используются возможности искусственного интеллекта. Благодаря виртуальному ассистенту поставщики могут быстро разобраться в массивах информации и получить ответы на свои запросы. Нейросеть значительно упрощает работу с товарным каталогом и формирование ценовых предложений. В то же время благодаря новым API-сервисам на Портале пользователи избавились от ряда рутинных операций и могут направить сэкономленное время на решение приоритетных бизнес-задач. Разработчики планируют интегрировать нейросети и в другие сервисы на Портале, что позволит сделать работу пользователей еще более удобной и эффективной.
Портал поставщиков создан в 2013 году для автоматизации процедур закупок малого объема. Это межрегиональный ресурс, каталог которого насчитывает уже 2 млн стандартных единиц товаров, работ и услуг (СТЕ). В качестве поставщиков на платформе уже зарегистрировано более 290 тысяч предпринимателей, 90% которых – представители малого и среднего бизнеса. Платформа объединяет заказчиков из 39 регионов России, обеспечивая гарантированный рынок сбыта продукции предпринимателям со всей страны. Портал способствует развитию конкуренции, помогает бизнесу найти новых партнеров и проверенные каналы сбыта. Ежедневно на Портале заключается порядка 1,5 тысячи контрактов. Функциональным заказчиком Портала Поставщиков является Департамент города Москвы по конкурентной политике, а техническое развитие обеспечивает столичный Департамент информационных технологий (ДИТ).