2023/07/06 16:06:05

Облака для крупного бизнеса: Три стадии принятия неизбежного

У большинства компаний адаптация к облачным сервисам и платформам происходит поэтапно. Команда Linx Cloud благодаря совмещению в компании функций и ЦОД, и облачного провайдера годами наблюдает за трансформацией ИТ-ландшафта клиентов и нашла закономерности в этом процессе, рассказывает руководитель направления облачных продуктов и решений Linx Cloud Олег Федоров.

Содержание

Концепция: психология + технологии

С одной стороны, облака играют важнейшую роль для крупного бизнеса. Потребности компаний растут, а практически все современные сервисы связаны с облачными вычислениями. Санкции и ограничение технической поддержки со стороны западных вендоров создали дополнительный стимул для поиска альтернативных решений.

С другой стороны, использование облачной инфраструктуры еще не стало общепринятой практикой. В марте 2023 г. Cloud.ru опубликовал исследование «Облачная зрелость», для которого опросили более 650 компаний из разных отраслей.

По его результатам:

  • Всего 5,7% ИТ-рынка России приходится на облачный сегмент.
  • Только 3% российских компаний используют облачные технологии.

При этом доля российских компаний, использующих облачные сервисы, должна вырасти до 6% к 2025 г., а около 37% компаний, уже использующих облака, планируют увеличивать потребление ресурсов. Оба тренда следуют общемировой практике постепенного, но неуклонного отказа от on-premise инфраструктуры в пользу облачных решений.

В психологии традиционно выделяют пять стадий принятия неизбежного: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие. По аналогии можно также выделить три стадии принятия компанией облаков в своей инфраструктуре.

Стадия 1. «Добро пожаловать»

На старте процесс обычно идет в два этапа.

1.1 Вся инфраструктура on-premise, часть сервиса — в облако

Вся ИТ-инфраструктура бизнеса располагается локально, но возникает необходимость в ее реструктуризации. Обычно это связано со следующими задачами:

  • оптимизировать инфраструктуру,
  • развивать новые современные сервисы,
  • снизить CAPEX (капитальные затраты на покупку и модернизацию оборудования).

На помощь приходят облака. Компания совершает первое прикосновение к облачной инфраструктуре, перенося часть сервиса в облако. Проиллюстрируем на примере.

Клиент: крупная аудиторская компания. Вся ИТ-инфраструктура — on-premise, включая портал самообслуживания для клиентов компании, использующий корпоративные базы данных. Поддержка портала осуществлялась сторонней организацией, которой для этой цели требовался постоянный доступ во внутренний периметр инфраструктуры, что противоречило политике ИБ компании.

Задача: компании необходимо вывести портал самообслуживания из внутреннего периметра, чтобы обеспечить соблюдение требований ИБ.

Решение: мы предоставили облачные ресурсы и помогли организовать миграцию портала. Обеспечили связность удаленного сервера с остальной инфраструктурой без доступа сторонних лиц во внутренний периметр компании.

Image:Облачный_сервер на котором развернут портал.jpg
Облачный сервер, на котором развернут портал, находится в изолированном сегменте сети.

1.2 Вся инфраструктура on-premise, один сервис на аутсорсе в облаке

Второй этап — перенос в облако целого сервиса и передача управления им на аутсорсинг облачному провайдеру. Для клиента очень важна фиксация основных параметров услуг в договоре: их ключевых характеристик и гарантий доступности.

Клиент: один из крупнейших ритейлеров на российском рынке.

Задачи: заказчику требовалось наладить систему резервного копирования данных.

В ходе поиска решения на рынке и составления TCO-калькулятора компания пришла к выводу, что ей выгоднее получить данную услугу по модели «как сервис».

Решение: мы разработали регламент резервного копирования и построили выделенную инфраструктуру с учетом требований к RTO и RPO, обеспечив при этом срок хранения данных до 5 лет.

Центр управления резервным копированием (сервер с одним из репозиториев с подключенным неизменяемым S3-хранилищем), находящийся в нашей зоне ответственности, был размещен на площадке Linxdatacenter. Это позволило защитить данные от угроз, связанных с проникновением вирусов-вымогателей Ransomware. Для соблюдения RTO и RPO для критически важных систем на двух площадках заказчика были размещены локальные all-flash репозитории.

Image:Таким_образом_мы_выполнили_базовое_правило_резервного_копирования.jpg
Таким образом мы выполнили базовое правило резервного копирования 3-2-1: три резервные копии хранятся на двух различных физических серверах, причем одна из них передана на внеофисное хранение.

Стадия 2. «А так можно было?»

Заказчик на первой стадии получает хороший эффект от использования облачных сервисов, экономит на капитальных затратах, на времени, а также выигрывает в скорости масштабирования инфраструктуры.

Степень облачной зрелости компании растет. Мышление руководителей меняется от «Давай попробуем» до «А так можно было? Если один сервис успешно работает в облаке, значит, и остальные тоже могут?». На этой волне всю инфраструктуру или большинство сервисов переносят в частное облако.

Компания приходит к такой схеме: железо + виртуализация на аутсорс = частное облако.

Клиент: крупный интернет-магазин. Основная инфраструктура находилась on-premise на серверах заказчика. Частично за нее отвечали штатные сотрудники, частично — сторонняя компания на аутсорсе. Дополнительно ряд сервисов размещались в облаке. В итоге получался неконтролируемый «инфраструктурный винегрет» с размытыми границами ответственности.

Задачи: заказчику нужна была более прозрачная организация инфраструктура и гарантированная надежность ее работы.

Решение: мы предложили полную реорганизацию инфраструктуры компании на базе частного облака. В таких проектах важно заранее продумать топологию облачной инфраструктуры. Нужно обратить внимание не только на расчет необходимого количества вычислительных ресурсов, но и крайне ответственно подойти к вопросу построения сети. В вышеописанном кейсе топология сети проектировалась и настраивалась фактически с нуля, так как в исходной реализации было много изъянов.

Все информационные системы компании развернуты в частном облаке под обслуживанием команды Linx Cloud

Стадия 3. Полное погружение

При переходе к третьей стадии компания отдает большую часть инфраструктуры на аутсорс облачному провайдеру, к примеру, чтобы сфокусироваться на развитии внутренних сервисов.

Заказчик уже «попробовал облака на вкус». В какой-то момент он осознает, что это возможность неограниченного масштабирования при сокращении капитальных затрат.

Технологически частные и публичные облака похожи. Но в первом случае возможности масштабирования ограничены инсталляцией и на расширение может потребоваться несколько месяцев в связи с длительными сроками поставки оборудования. Если облако публичное, провайдер может по запросу выделить практически неограниченный объем ресурсов.

Поэтому последней стадией на пути принятия облачной инфраструктуры зачастую становится полный переход в публичное облако. В некоторых случаях это настоящее спасение и оптимальный способ обеспечить стремительный рост бизнеса за счет практически моментального удовлетворения потребностей в ИТ-сервисах.

Клиент: крупный производитель стройматериалов. Головная компания ушла с российского рынка и бросила «дочку», закрыв доступ к инфраструктуре в Европе.

Задача: заказчику было необходимо быстро развернуть инфраструктуру в России, при минимальной вовлеченности ИТ-персонала в проект.

Решение: так как клиент был заинтересован в том, чтобы полностью отдать инфраструктуру на аутсорс, оптимальным решением для него стало публичное облако. Мы перенесли инфраструктурные службы и ERP-систему на платформу Linx Cloud, взяв весь ИТ-ландшафт на техническую поддержку.

Image:В_облаке_находятся_службы_Active_Directory.jpg
В облаке находятся службы Active Directory, бухгалтерские сервисы и ERP-система. Офис и удаленные пользователи подключаются по L3-каналу.

Комплексное IaaS-решение обеспечивает поддержку 300 внутренних и внешних пользователей.

Резюме: пирамида потребностей

Таким образом, мы выделяем три стадии принятия облаков:

  1. «Добро пожаловать»: первый выход из on-premise.
  2. «А что, так можно было?»: частное облако.
  3. «Полное погружение»: публичное облако с аутсорсингом ИТ-сервисов.

Наша концепция поэтапного перехода исключает стадии гнева и отрицания. Чтобы этап торга с облачным провайдером вызывал только приятные эмоции, нужно с самого начала проекта по адаптации облаков ориентироваться на провайдеров, готовых предоставлять кастомизированные решения под клиентские задачи.

Подробнее о возможностях платформы Linx Cloud >>>