Николай Подобайло, «Программный Продукт»: Наши решения и проекты ежедневно помогают миллионам граждан
Генеральный директор компании «Программный Продукт» Николай Подобайло в интервью TAdviser рассказал о сложностях и перспективах цифровизации российского госсектора.
Как, на ваш взгляд, идет реализация нацпроекта «Цифровая экономика»? Какие сложности вы бы отметили?
Николай Подобайло: Коронавирус и последующий карантин внес коррективы во множество планов, в том числе и в планы, связанные с реализацией нацпроекта. Причем эти планы продолжают корректироваться, так как эпидемия не закончилась, возможна вторая волна, да и долгосрочные последствия карантина еще не все ясны.
На реализацию «цифровой экономики» повлияла и смена правительства, произошедшая незадолго до начала эпидемии. Пришла новая команда со своим подходом к решению поставленных задач. Произошёл пересмотр и переосмысление приоритетов и шагов для решения заявленных в нацпроекте целей. Сейчас всё указывает на то, что основными приоритетами развития нацпроекта выбран курс на развитие суперсервисов и НСУД (Национальной системы управления данными) в качестве основного инструмента их поддержки. Кроме того, реализуется ряд инициатив по упрощению доступа к услугам и данным для граждан, как, например, мобильное приложение для работы с электронными документами в контексте госуслуг.
Ряд результатов анонсирован на конец года. По ним можно будет судить, насколько продвинулся нацпроект.
Если говорить не об административной, а о технологической составляющей проекта, то можно сказать, что сейчас технологии дозрели, как дозрел уровень и возможности тех, кто непосредственно занимается цифровизацией страны. ИТ-сфера сегодня – и в России, и во всём мире – переживает революционные преобразования. Естественно, мы отслеживаем эти процессы и стремимся, насколько возможно, соответствовать меняющемуся ландшафту в своей деятельности. Помимо прочего, мы стремимся принимать на вооружение новейшие технологии - Большие Данные, нейросети, машинное обучение, blockchain, чтобы предоставить нашим партнёрам и клиентам все преимущества, которые эти технологии могут дать. Но впереди ещё очень много работы.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Одной из основных проблем, которую следовало бы отметить, — это отставание нормативной базы, которая регламентирует реализацию нацпроекта и, как следствие, административные препятствия на пути получения доступа к данным для коммерческого сектора и частных лиц. По нашему мнению, решение этой проблемы позволит придать существенный импульс реализации нацпроекта и получить в бюджет дополнительные финансовые средства от запуска различных цифровых сервисов на основе этих данных.
Какие госпроекты, выполненные вашей компанией за последнее время, вы бы назвали наиболее важными? Расскажите о них.
Николай Подобайло: Во время карантина были закрыты многие государственные учреждения и прекращен прием граждан, в том числе и в центрах «Мои документы». Но благодаря развитию цифровых сервисов на порталах госуслуг, например, на mos.ru, и переводу услуг в электронный вид удалось избежать коллапса и поддерживать более-менее привычный режим оказания этих услуг. Мы развиваем и поддерживаем цифровые сервисы, связанные с оказанием государственных услуг и осуществлением межведомственного взаимодействия, в целом ряде ФОИВ, в Москве и ряде других регионов. Считаем эти проекты действительно важными.
Также хочу отметить проекты, связанные с созданием инфраструктуры «умных городов». Этим летом Москва оказалась в верхней двадцатке европейских городов рейтинга Tech Cities of the Future, который показывает наиболее перспективные мегаполисы для инвестиций в технологии, инновации и стартапы. Общий рейтинг был сформирован на основе результатов, которые города набрали в каждой из пяти категорий — «Экономический потенциал», «Инновации и привлекательность», «Уровень прямых иностранных инвестиций», «Экосистема стартапов» и «Рентабельность». Столица заняла 18-ю позицию из 76, а по одной из пяти категорий рейтинга — «Экосистема стартапов» – поднялась на 10-ю строчку.
Это стало возможным, в том числе, благодаря проектам, выполненным ГК «Программный Продукт». Среди них есть разработки в области развития транспортной инфраструктуры, как, например, создание билетных решений для Московских центральных диаметров (МЦД), реализация комплекса мониторинга пассажиропотока с возможностью аналитики трафика, развитие московского парковочного пространства, а также модернизация приложения «Помощник Москвы», решающего важнейшие задачи по контролю за соблюдением правил парковки. Помимо решений для транспортной инфраструктуры Москвы создавались системы для центров «Мои документы», образовательные сервисы для московских школьников и многое другое.
Какие проблемы, с точки зрения вашей компании, тормозят процессы цифровизации госсектора, например, создание суперсервисов?
Николай Подобайло: Цифровизация госсектора и создание цифровых сервисов однозначно пользуются поддержкой как со стороны самого государства, так и со стороны общества. Нынешний этап её осуществления в виде создания суперсервисов — логичное продолжение прошлых инициатив по госуслугам, и данное направление развития нам представляется наиболее верным и адекватным.
Но стоит отметить, что, хотя у суперсервисов огромный потенциал и очевидна обоюдная заинтересованность в них со стороны граждан и государства, в их реализации есть и трудности. Например, частный бизнес на сегодняшний день испытывает определенные сложности с участием в их создании, а точнее — с доступом к данным, необходимым для этого. Эта проблема может быть решена при наличии "политической воли" со стороны руководства страны, и, скорее всего, это произойдёт в скором будущем.
Еще одной из основных проблем, которую следовало бы назвать, является отставание нормативной базы, регламентирующей реализацию нацпроекта и, как следствие, административные препятствия на пути получения доступа к данным. Проблема актуальна как для коммерческого сектора, так и для инфообмена между разными ветвями власти. В качестве примера, опять же, можно привести ситуацию с проектами по внедрению платных парковок в ряде крупных городов. Проекты по созданию платного парковочного пространства были реализованы несколько лет назад, но из-за отсутствия нормативных разрешений на инфообмен между муниципалитетами и ГИБДД штрафы за неоплату выписывать было нельзя. Проблема была устранена только весной этого года, когда Государственная Дума приняла соответствующий закон, который сделал такой инфообмен возможным. Но за годы фактического простоя города, внедрившие платные парковки, недополучили сотни миллионов рублей.
Какие инновационные технологии имеют наибольший потенциал применительно к государственным проектам? В каких сферах они уже используются или могут успешно внедрены в ближайшее время?
Николай Подобайло: Современные проекты по разработке государственных (или городских – в случае, например, Правительства Москвы) информационных систем, предназначенных для управления соответствующими отраслями, — это, по определению, огромный объем данных. Соответственно, наиболее перспективными являются инструменты, позволяющие оперативно анализировать, фильтровать и интерпретировать эти массивы информации. То есть, в первую очередь мы говорим о технологиях Big Data, о технологиях искусственного интеллекта, нейросетях и системах видеоаналитики, а также о технологиях обеспечения защиты целостности информации. Все эти технологии используются в наших разработках и, соответственно, в ИТ-решениях, которые составляют основу проектов, реализуемых в интересах госорганов.
Весной 2020 года стало известно, что «Программный Продукт» вошел в список системообразующих компаний российской экономики. Какие преимущества это дало вашей компании?
Николай Подобайло: Основное преимущество — возможность претендовать на льготные кредиты на пополнение оборотных средств и ряд других финансовых инструментов. Банки воспринимают наш новый статус позитивно. Но при этом стоит отметить и некоторые сопутствующие неудобства, среди которых – значительное увеличение отчетности в различные госорганы, призванные курировать компании из списка.
Тем не менее, мы воспринимаем присвоение статуса системообразующей компании позитивно, как определенную веху в жизни компании и признание заслуг. Решения и проекты, которые мы реализуем , без преувеличения, ежедневно помогают миллионам наших граждан жить и работать, будь то проекты в области здравоохранения, образования, госуправления или транспорта.
Как на работе вашей компании отразилась пандемия коронавируса? По вашему мнению, сможет ли она оказать влияние на приоритеты в цифровизации госсектора, в реализации значимых госпроектов?
Николай Подобайло: Мы, как ИТ-компания, относимся к предприятиям непрерывного цикла и работу не останавливали. При этом пандемия коронавируса и карантин вынудили нас отправить значительную часть персонала по домам на удалённую работу. Серьезного влияния на производительность труда это, к счастью, не оказало, т.к. мы и раньше практиковали такой режим, хотя, конечно, не в таких объемах. Пришлось оперативно перестраивать и рабочие процессы (встречи с заказчиками и совещания команд через ВКС, дополнительное ПО и так далее). Тем не менее, во время карантина мы не только не снизили темп выполнения проектов, но и нарастили его, т.к. во время пика эпидемии добавился ряд проектов, связанных с перестройкой поддерживаемых нами систем «в коронавирусный режим». Например, билетная система московского метро должна была пропускать только привязанные к пропускам «Тройки», «Помощник Москвы» должен был проверять пропуска в такси и т.д. Все это потребовало очень интенсивной работы в апреле-мае.
И, несмотря на нестандартность ситуации и сложность проведения некоторых процедур, мы могли разрабатывать и даже сдавать этапы проектов. Причем выполнялось все это полностью в удаленном режиме благодаря наличию электронных торговых площадок и современной инфраструктуры у заказчика, которая позволяла предъявлять результаты работ дистанционно и собирать комиссии по ВКС.
Что касается приоритетов, то ситуация с коронавирусом, конечно же, внесла свои коррективы. Так, серьезно изменились и повысились требования к инфраструктуре. Многократное возрастание нагрузки на каналы связи и онлайн-сервисы госсектора показало слабые места и недоработки, поэтому необходимо уже сейчас, не дожидаясь возможного повторения, вносить изменения в планы закупок, увеличивать расходы на развитие ИТ-инфраструктуры и создание онлайн-сервисов для работы.