2021/04/30 13:16:31

Закон о просветительской деятельности в РФ


Содержание

2021

ИТ-компании просят Минцифры доработать положения о просветительской деятельности

В конце апреля 2021 года четыре российские ИТ-ассоциации — Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ), Разработчики и операторы систем электронных услуг (РОСЭУ), Некоммерческое партнерство поставщиков программных продуктов (НП ППП) и «Руссофт» направили главе Минцифры Максуту Шадаеву письмо с критикой проекта правительственного постановления «Об утверждении положения об осуществлении просветительской деятельности».

Инициатива ведомства регламентирует «порядок, условия и формы» просветительства в организациях, «осуществляющих образовательную, научную деятельность и деятельность в сфере культуры». Документ предполагает введение минимального опыта просветительства для лекторов в два года, а также длительного медосмотра. От организаций потребуют отсутствия долгов по налогам и сборам, а еще они не должны быть включены в реестр некоммерческих организаций — иностранных агентов.

ИТ-ассоциации России просят Минцифры доработать положения о просветительской деятельности

В письме ИТ-ассоциаций Максуту Шадаеву говорится, что в случае принятия постановления правительства в текущем виде взаимодействие ИТ-компаний и образовательных учреждений существенно усложнится. По мнению бизнеса, бессмысленно ограничивать преподавание не только общественных дисциплин, в которых возможно «двоякое толкование тех или иных событий», но и точных наук, к примеру, физики, информатики или математики.

По оценкам президента «Руссофт» Валентина Макарова, к концу апреля 2021 года с вузами, колледжами и школами работает не менее 80% ИТ-компаний в России. Специалистам, чтобы провести лекцию, придётся потратить несколько дней на медосмотр и другие формальности, считает исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев. По его мнению, отсутствие любой справки могут счесть «незаконным просветительством».Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга

ИТ-компании просят доработать проект — убрать из него деятельность, связанную с точными науками, а также перенести срок обсуждения с 7 мая на 21 мая.[1]

Регулирование просветительской деятельности в России

Проект постановления Правительства, разработанный Минпросвещения, указывает, что просветительская деятельность может вестись в следующих формах: размещение или распространение информационно-печатной продукции, в том числе в сети интернет; организация демонстрации или распространения видео- и аудиоматериалов, в том числе в сети интернет; создание просветительских интернет-порталов; организация презентаций, лекториев; проведение семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий[2].

Также документ определяет следующие направления просветительской деятельности: распространение знаний о формах и генерации инновационных подходов, нацеливающих сознание людей на создание новых инновационных социально значимых продуктов, открытый, нестандартных решений; распространение духовно-нравственных ценностей народов России, исторических и национально-культурных традиций; распространение знаний о гражданских правах, свободах и обязанностях человека; развитие способности творческого самовыражения и эстетической образованности; популяризация достижений современной науки и техники, лучших образцов отечественной и мировой культуры; формирование экологической культуры, бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов; распространение знаний о здоровом образе жизни; распространение знаний о психологии человека, выборе жизненного пути, профессии, отвечающей индивидуальным способностям, склонностям и интересам человека; повышение осведомленности о деятельности органов власти, а также освоение знаний, необходимых для участия в деятельности общественных организаций и движений.

Для заключения договоров на оказание просветительской деятельности физические лица должны быть совершеннолетними, принимать участие в реализации общественно значимых инициатив и на протяжении не менее чем двух лет предшествующих заключению договора, осуществлять деятельность, соответствующую упомянутым в документе направлениям просветительской деятельности.

Юридические лица, заключающие договора, на момент заключения договора должны соответствовать следующим требованиям: не быть включенными в реестр некоммерческими организаций, выполняющих функции иностранного агента; не иметь задолженностей по налогам и сборам и иным обязательным платежам; у сотрудников, планируемых к привлечению к непосредственному осуществлению просветительской деятельности, должны отсутствовать предусмотренные Трудовым кодексом ограничения к занятию педагогической деятельности.

Понятие иностранного агента появилось в российском законодательстве в 2012 г. Оно относятся к некоммерческим организациям (НКО), которые занимаются политической деятельностью и получают финансирование из зарубежа. Позднее статус «иноагента» также распространили на СМИ и физических лиц.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны будут разместить в интернете информацию о дате своего создания, своих учредителях, месте нахождения, контактных данных, адресах электронной почты, о заключенных договорах на оказание просветительской деятельности. Также должен был быть указан персональный состав сотрудников, отвечающих за просветительскую деятельность, с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы.

Путин подписал закон о просветительской деятельности

Президент России Владимир Путин подписал закон о регулировании просветительской деятельности. Соответствующий документ опубликован 5 апреля на официальном портале правовой информации[3].

Это изменения в закон «Об образовании в Российской Федерации». Документ вводит определение понятию «просветительская деятельность», правительство наделяется полномочиями по определению порядка и формы просветительской деятельности. Минобрнауки и Минпросвещения должны будут выдавать заключения о целесообразности сотрудничества образовательных учреждений с международными организациями.

В пояснительной записке к законопроекту авторы указывали, что действующий сейчас закон «создает предпосылки для бесконтрольной реализации антироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просветительской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий».

«Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации», — гласит нынешний текст закона[4].

Под просветительской деятельностью закон понимает деятельность, направленную на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Указанную деятельность могут осуществлять федеральные органы исполнительной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели при соблюдении установленных требований.

Законом не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также побуждения к действиям, противоречащим Конституции.

Организации, осуществляющие просветительскую деятельность, за исключением федеральных государственных образовательных организаций, должны заключать соответствующие договора. Для заключения договора необходимо наличие заключений от Минобрнауки или Минпросвещения.

Поправки в закон «Об образовании»: что будет с просветительской деятельностью НКО

Поправки в закон «Об образовании», которые Госдума 16 марта приняла в третьем чтении, серьезно обеспокоили НКО: под угрозой могут оказаться просветительские мероприятия и сотрудничество с иностранными организациями. Юристы «Правовой команды» анализируют новые нормы и рассказывают, к чему стоит готовиться.

Итак, новый закон вводит термин «просветительская деятельность» и регулирует ее организацию в России. В частности, теперь если образовательная организация хочет сотрудничать с кем-то из-за рубежа, ей придется сначала предупредить профильные министерства и получить от них заключение, целесообразно ли такое взаимодействие. Также правительство специальным постановлением установит «порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней».

Теперь деятельность, направленная на «распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» будет регулироваться законом «Об образовании». Это могут быть, например, семинары, форумы, круглые столы и многое другое.

Кого коснутся изменения

Образовательную деятельность в соответствии с ФЗ «Об образовании» (статья 2)[5] осуществляют образовательные организации и организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели. Что касается НКО, то образовательной организацией может быть только та, у которой это прописано в уставе. Для осуществления образовательной деятельности нужна лицензия. А заниматься обучением в качестве дополнительного вида деятельности может любое юрлицо[6].

Из текста нового закона следует, что требования к просветительской деятельности распространяются только на организации, у которых есть лицензия на образовательную деятельность. То есть формально получается, что организации, не имеющие такой лицензии, не подпадают под регулирование и могут свободно заниматься просветительской деятельностью (если их аналогичная по существу деятельность не будет рассматриваться как просветительская, с точки зрения ФЗ «Об образовании»).

Проблема в том, что не все, кто по новому закону может заниматься просветительской деятельностью (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица) вообще по закону могут получить лицензию на образовательную деятельность. То есть, налицо противоречие одних положений закона другим. Возможно, какую-то ясность внесет постановление правительства.

Регулирование просветительской деятельности

Закон также запрещает использовать просветительскую деятельность для «разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации». Эти требования шире, чем требования к образовательной деятельности.

Пока закон не устанавливает других требований к организациям, занимающимся просветительской деятельностью: нет специальной регистрации, отчетности и т.п. Однако постановление правительства может установить любые дополнительные требования.

Международное сотрудничество

Закон обязывает образовательные организации до подписания договора с иностранными гражданами и организациями, за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам, получать заключение Министерства образования и науки, Министерства просвещения или профильных министерств, в зависимости от статуса образовательной организации. Причем требование распространяется даже на договоры, заключенные до вступления закона в силу.

При этом в тексте напрямую не сказано, может ли ведомство запретить международное сотрудничество. Все детали о том, как будет выдаваться заключение и что там должно быть написано, будут в постановлении правительства.

Федеральные государственные образовательные организации должны будут получать заключения органов, в ведении которых они находятся: МГУ и Финансовый университет - в правительстве, медицинские университеты и академии - в Минздраве, университеты МВД - в Министерстве внутренних дел. Региональные и частные организации высшего образования должны будут получать заключения от Министерства образования и науки, а образовательные организации общего образования - в Министерстве просвещения.

Закон вступит в силу в случае его одобрения Советом Федерации и подписания президентом уже 1 июня 2021 года. Образовательные организации должны будут до 1 сентября 2022 года получить заключения на все уже подписанные до вступления закона в силу договоры в области международного сотрудничества. Договоры с иностранными студентами - исключение, как и договоры, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.

Часть 3 статьи 105 ФЗ «Об образовании» определяет сферы и возможности международного сотрудничества. Перечень хотя и широк, но является закрытым. Это может быть: разработка и реализация образовательных программ и научных программ; направление преподавателей и учеников учиться за рубеж и приглашение иностранцев учиться в России, в том числе по обмену; совместные научные исследования в сфере образования, совместное осуществление инновационной деятельности; участие в сетевой форме реализации образовательных программ; проведение международных конгрессов, конференций, семинаров или участие в их работе и обмен учебно-научной литературой.

2012: В закон об образовании внесены изменения в части применения электронного и дистанционного обучения

Президент России Дмитрий Медведев подписал в марте 2012 года федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий».

Закон устанавливает, что при реализации образовательных программ независимо от форм получения образования могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Также он содержит определение понятий «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» и уточняет процедуру лицензирования образовательных учреждений, применяющих электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.

Примечания

  1. Уточненные науки. В IT-компаниях предлагают доработать положения о просветительской деятельности
  2. «Сжег гимназию и упразднил науки». Власти запрещают россиянам делиться знаниями через интернет
  3. Федеральный закон от 05.04.2021 № 85-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
  4. Путин подписал закон о просветительской деятельности
  5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) "Об образовании в Российской Федерации"
  6. Информационная справка. «Правовая команда» – команда юристов, специализирующаяся на вопросах некоммерческого законодательства и правовой помощи НКО. Также специалисты помогают коммерческим компаниям, которые хотят поддержать социально значимые инициативы. «Правовая команда» регулярно проводит бесплатные онлайн-консультации, вебинары и информационные встречи для НКО, где разбирают новеллы некоммерческого законодательства и дают практические советы по его применению.