"Празднество сеньора" - комедия с ариями и балетом русского композитора Дмитрия Бортнянского в одном действии. В этой опере музыкальные номера чередуются с разговорными сценами.
Первая постановка: Павловск, Дворцовый театр, конец июня 1786 г. В это время Дмитрий Бортнянский занимал пост капельмейстера Малого Двора Великого Князя Павла Петровича.
В 1786 году «Великой княгине захотелось дать супругу своему сюрприз и нечаянно представить ему в Гатчине театральное зрелище…Готовили оперу небольшую с ариями и куплетами в честь герою торжества Великому Князю. Опера кончилась балетом» - именно так написал об опере Д.С.Бортнянского «Празднество сеньора» князь И.М.Долгорукий. В его словах заключена суть этого сюрприза, «безделки», однако за созданием маленького придворного капустника стояла кропотливая, мастерская работа приехавшего из Италии Бортнянского. Композитору предстояло угодить вкусам великокняжеской четы и их молодому аристократическому окружению. Музыкально образованные фрейлины Марии Фёдоровны и приближенные Павла Петровича были исполнителями вокальных партий.
Либретто
Французское либретто, вероятно, графа Г. Чернышева, графа А. Мусина-Пушкина и А. Ф. Виолье по пьесе К. С. Фавара «Аннетта и Любен».
Из либретто сохранился только текст вокальных номеров, и ход действия можно восстановить лишь в общих чертах. Композитор развертывает своеобразную пастораль, в которой браку влюбленных Люка и Бабетты, Любена и Аннетты мешает де ля Жаннотьер, доверенный сеньора. Всё, однако, завершается благополучно. Ситуации близки типичному для комической оперы конфликту — борьбе любящих с враждебными обстоятельствами.
Записи
Первая часть синфонии "Празднество сеньора" также существует в переложении для клавира. Пользуясь этим переложением и не имея доступа к партитуре, ансамбль «Барокко» попытался восстановить Симфонию и свою реконструкцию записал на пластинку «Русская музыка XVIII века» ("Мелодия" С 04695-6, 1974 г). Запись заинтересовала Павла Сербина, художественного руководителя оркестра Pratum Integrum, который загорелся идеей исполнить Симфонию по оригинальной партитуре Бортнянского.
В таком исполнении в запись Pratum Integrum 2020 г вошли три оркестровые пьесы из «Празднества сеньора». Опера открывается трехчастной итальянской увертюрой (авторское обозначение — Sinfonia; по сути, это полноценная оркестровая симфония). В основу ее первой части композитор положил тему аналогичной sinfonia к итальянской опере «Квинт Фабий» (1779), но в существенно переработанном виде. Вторую и третью части Бортнянский сочинил заново. Первая часть, полная неудержимого движения, сменяется пасторальным рондо, а финал симфонии вновь возвращает слушателя к образам сценической неразберихи итальянской оперы буффа или французской opera-comique. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Можно только удивляться тому, с каким мастерством, вдохновением и изяществом Бортнянский пишет в типичных итальянских формах, писал музыкант и исследователь Павел Сербин. Allegro, Andantino и Presto точно следуют канонам жанра, по похожей схеме написаны десятки оперных симфоний. Но при этом здесь нет ни одной трафаретной темы: каждая из них покоряет, прежде всего, «лица необщим выраженьем». Особенно хороша мелодия Andantino, которая могла бы украсить партитуру любого итальянского современника Бортнянского.
Следующий фрагмент – танцевальный водевиль (Vaudeville) – обработка французской песни; в опере на ее многократных повторениях строился заключительный танцевальный дивертисмент. Еще один танец, представляющий собой рондо с озорным вступлением, звучал в сцене народного праздника в I действии оперы.