Содержание |
Основная статья:
2024: Открытие нового корпуса на Кадашевской набережной
Идея строительства нового корпуса Третьяковки на Кадашевской набережной уходит корнями в 1940-е годы к концепции создания единого квартала галереи, предложенной известным архитектором Алексеем Викторовичем Щусевым. Первый шаг к ее воплощению сделали в 1995 году, когда был установлен закладной камень. В 1996 году началась работа над проектом нового здания. Планы менялись, работа приостанавливалась и возобновлялась. В 2013 году появился котлован. Подробнее о ходе строительства и новых технических решениях см. здесь.
2019
1993
93 года было Татьяне Мавриной, когда она написала этот пасхальный натюрморт. Художница уже практически не выходила из дома, но продолжала много и плодотворно работать.
Изображая пасхальное угощение, Маврина, по своему обыкновению, сжала пространство и словно переместила к столу пейзаж за окном. Такой прием усиливает всеобщее ощущение весенней радости.
1912
Ни одна из многочисленных дочерей правителей этой эпохи не вышла замуж. Часть из них были сосланы в монастырь, другие провели всю жизнь девицами в женских палатах. Это происходило из-за того, что царевнам было запрещено выходить замуж за мужчину, ниже себя по статусу. То есть в родной стране никто не мог стать их женихом.
Оставались заморские принцы. Но при замужестве царевне нельзя было менять религию. А где взять православных принцев? Византия уже пала к тому моменту. Теоретически можно было выйти замуж за принца другой религии при условии, что он не настаивал на смене религии его жены. Но таких просто не было в XVI-XVII веках.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Для образа царевны Сурикову позировала его внучка Наталья Кончаловская. В юности она сбежала с женихом в Америку, но быстро развелась и вернулась в Россию, где и встретила второго мужа, Сергея Михалкова.
Так что на последней исторической картине Сурикова мы видим лицо мамы режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова.
1881: «Три царевны подземного царства» Васнецова
Картину «Три царевны подземного царства» в 1880 году заказал Виктору Васнецову меценат Савва Мамонтов. В 1878 году он построил Донецкую каменноугольную железную дорогу, а кабинет правления нового предприятия решил украсить картинами молодого художника Виктора Васнецова.
Сюжетом для картины стала русская народная сказка «Три царства — медное, серебряное и золотое». Иван-царевич спустился в подземное царство, чтобы освободить свою мать, царицу Анастасью Прекрасную, которую похитил злодей Ворон Воронович. По дороге царевич встретил пленниц Ворона (в некоторых редакциях сказки — дочерей) — Медную, Серебряную и Золотую царевен.
Однако для своей картины Васнецов позаимствовал из сказки только Золотую царевну. Художник хотел, чтобы его персонажи олицетворяли богатства недр Донецкого края, и создал новый для русского искусства образ — царевну Драгоценных камней. А поскольку картина предназначалась для кабинета Правления железной дороги, Васнецов решил написать царевну Каменного угля: черное золото в то время обеспечивало движение поездов.
Золотая царевна и царевна Драгоценных камней изображены одетыми в ферязь — распространенный в допетровской России тип одежды с рукавами до пола, в которых есть прорези для рук. А младшая царевна изображена в современном для тех лет приталенном платье с коротким рукавом. Этим противопоставлением художник подчеркнул, что полезные свойства каменного угля люди открыли лишь недавно. Это ископаемое будущего, а золото и драгоценные камни — «валюта» прошлых веков.
Васнецов написал для Мамонтова три работы: «Три царевны подземного царства», «Ковер-самолет» и «Битва скифов со славянами». Однако Правление железной дороги сочло сюжеты недостаточно серьезными для деловой обстановки крупной компании, и картины у Васнецова не приняли. Но эти работы во многом определили дальнейшее творчество художника: с этого момента он часто создавал полотна на сюжеты русских народных сказок и былин.
1875
1871
1869
1827: Портрет Пушкина работы Кипренского
Одной из вершин творчества выдающегося художника Ореста Адамовича Кипренского по праву считается портрет А.С. Пушкина 1827 года.
Лицейский товарищ и близкий друг поэта А.А. Дельвиг (1798-1831) стал инициатором создания этого живописного шедевра. Художник в то время работал в мастерской, устроенной во флигеле дворца Д.Н. Шереметьева (современный адрес: наб. реки Фонтанки, 34). С конца мая до начала июля 1827 г проходили сеансы, во время которых Пушкин позировал Кипренскому.
И художник, и поэт, очевидно, высоко ценили этот портрет. Кипренский выставил его на ежегодной осенней выставке в Академии художеств, а в 1831 году Пушкин выкупил свой портрет у вдовы Дельвига. После смерти самого Пушкина он хранился в семье, а в 1916 году был приобретён Третьяковской галерей, где находится по сей день.
Живописное произведение Кипренского послужило оригиналом для огромного числа пушкинских портретов: в его иконографии существует отдельное понятие - «тип Кипренского». Помимо внешнего сходства, отмеченного многими современниками, художнику удалось главное – передать зрителю гармоничный и завершенный образ поэта. Подробнее о портрете см. Пушкин Александр Сергеевич
1823
1762
Портрет Екатерины II в трауре – один из многих портретов императрицы, написанных ее придворным живописцем датчанином Вигилиусом Эриксеном. Он портретировал еще ее предшественницу на троне – императрицу Елизавету Петровну.
Репутация Эриксена при императорском дворе была чрезвычайно высока. Его главной моделью была Екатерина II. Современник художника Якоб Штелин писал: «Самые похожие и самые законченные портреты Ее величества сошли с мольберта Эриксена». Датский художник написал не менее 30 портретов государыни в разных живописных техниках, композициях, форматах, костюмах и позах. Эриксен писал Екатерину в великолепном, пышном парадном туалете, в национальном народном русском костюме, стоящей в дворцовом интерьере среди зеркал и драпировок. На его полотнах она представлена также среди зелени парка, в гвардейском мундире, уверенно сидящей верхом на белом коне. Писал ее анфас, в профиль, в полный рост и погрудно. Эти портреты не раскрывают внутреннего мира изображенной, они скорее – сумма знаний и наблюдений за моделью.
Екатерина была чрезвычайно довольна этими портретами. Часть из них императрица разослала в качестве подарков своим зарубежным корреспондентам и иностранным дворам. Она рассказывала о них в письмах к философу-просветителю барону М. Гримму. Эти произведения находятся в разных музейных собраниях – в Эрмитаже, Царском Селе и других.
На небольшом по размеру камерном портрете Екатерина изображена в трауре, в который она облачилась после смерти императрицы Елизавете Петровне (25 декабря 1761 г). Во время долгого траура Екатерина почти не отходила от гроба почившей государыни, что очень расположило к Екатерине многих влиятельных персон при русском дворе. Они увидели в этом дань уважения и глубокого почтения, которое оказывала сначала великая княгиня, а потом и императрица, немка по национальности, усопшей русской царице.
Екатерина носила траур и в первое время после своего воцарения после убийства её супруга Петра III (7 июля 1762 г). У Екатерины были также также интимные причины, ограничивающие её участие в светской жизни: закрытое чёрное платье и возможность реже появляться на публичных светских мероприятиях помогали ей скрывать беременность. 11 апреля 1762 года императрица родила сына, будущего А.Г.Бобринского, отцом которого был Григорий Орлов.
Траурное одеяние, в котором изображена Екатерина, включало в себя черное широкое платье с белыми нашивками – плерезами, а также головной убор – черный чепчик со шнипом, полностью закрывающий волосы. Поверх платья на Екатерине лента и звезда ордена Св. Андрея Первозванного, который она возложила на себя в день дворцового переворота, возведшего ее на престол.
Миниатюрность произведения, внимание к деталям костюма, а также миловидность лица модели свидетельствуют о влиянии стиля рококо.