Электронная Россия ФЦП
Электронное правительство — ключевая часть ФЦП «Электронная Россия», предусматривающая электронное взаимодействие органов власти друг с другом и с гражданами. Граждане должны получить возможность заказывать через Интернет госуслуги (оформление паспортов, регистрация прав собственности и т. п.). Эти сервисы появятся с середины 2010 года, обещает Минкомсвязи.
«Электронная Россия» — федеральная целевая программа.
Ход реализации
2009
В мае 2009 премьер Владимир Путин назвал вложения в «Электронную Россию» неэффективными.
Летом 2009 года Владимир Путин подписал распоряжение, определяющее «Ростелеком» единственным исполнителем работ, касающихся создания «электронного правительства» в рамках ФЦП «Электронная Россия». К распоряжению приложен перечень этих работ.
17 сентября 2009 года Председатель правительства Владимир Путин подписал постановление, которым утвердил внесение изменений в ФЦП «Электронная Россия (2002-2010)»
2011: Генпрокуратура выявила хищения на 300 млн. рублей
30 августа 2011 г. Генеральная прокуратура объявила о выявлении хищения бюджетных средств, выделенных на реализацию федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010)».
Материалы проверки, проведенной Генпрокуратурой, были направлены в Следственный департамент МВД.
"Минкомсвязи России заключил с ОАО «Ростелеком» государственные контракты стоимостью более 2 млрд. руб. на выполнение работ в рамках ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 годы), - говорится в сообщении Генпрокуратуры. - В ходе проверки, проведенной Генеральной прокуратурой в Минкомсвязи России и ОАО «Ростелеком», были получены данные, свидетельствующие о хищении части этих средств путем обмана или злоупотребления доверием".TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Так, путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн. руб. была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи через «Ростелеком» в рамках госконтракта, заявляют в Генпрокуратуре.
"За приобретенное оборудование Минкомсвязи заплатило 653 млн руб. при его фактической стоимости 383 млн. руб.", - говорят следователи.
Одновременно с этим установлено, что одним из основных поставщиков оборудования совершались сомнительные операции, связанные с перечислением денежных средств в сумме 150 млн руб. на счета оффшорной компании. При этом Генеральной прокуратурой обнаружено наличие конфликта интересов у лиц, работавших в «Ростелекоме» и в коммерческой структуре, осуществлявшей закупку оборудования в рамках ФЦП «Электронная Россия».
Также Минкомсвязи перечислило 10 млн руб. в «Ростелеком» за выполнение научно-исследовательских работ по теме: «Проведение экспертизы реализации государственной программы создания в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», которые фактически компанией не выполнялись. Отчет об их выполнении полностью состоит из материалов, ранее подготовленных Минкомсвязи в рамках осуществления возложенных на него функций, добавляют в Генпрокуратуре.
В связи с этим Генеральная прокуратура направила материалы проверки в Следственный Департамент МВД России для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество, совершенное в особо крупном размере).
- 31 августа 2011 г. Замминистра связи и массовых коммуникаций Илья Массух прокомментировал результаты проверки Генпрокуратурой выполнения программы «Электронная Россия». Проверка проводилась за период 2009 - 10 гг. в связи с окончанием срока действия программы, уточнил замминистра. Но заявление прокуратуры вызывает удивление в Минкомсвязи, поскольку материалы для проверки были предоставлены надзорному ведомству лишь пять дней назад.
О каком именно поставщике и каких именно руководителях «Ростелекома» идет речь, в Минкомсвязи не знают, так как не видели материалов проверки. В случае обнаружения нарушений министерство готово сотрудничать с Генпрокуратурой, подчеркнул Массух, добавив, что «мы живем в правовом государстве и принимать решение о виновности может только суд».
В «Ростелекоме» также выразили несогласие с выводами Генпрокуратуры. В своем заявлении компания утверждает, что все закупки осуществляются в ходе тендеров, поставщики являются сертифицированными дистрибьюторами крупнейших мировых вендоров, а цены госконтрактов согласовываются с Минкомсвязи, Минфином и Министерством экономики.
Поставщиком, на которого обратила внимание Генпрокуратура, является «Энвижн Груп», сообщил CNews источник, близкий к одной из проверявшихся организаций[1]. Контракт, о котором идет речь, это закупки оборудование IBM, добавляет он.
«Непонятно, откуда Генпрокуратура взяла цифру в 270 млн руб., - говорит собеседник CNews. - Даже разница между ценой госконтракта, заключенного Минкомсвязи с «Ростелекомом», и стоимостью закупленного для его реализации оборудования меньше - 130 млн руб. Это при том, что данная разница включает в себя не только маржу «Ростелекома», но и стоимость пуско-наладочных работ».
«Возможно, под рыночной стоимостью оборудования Генпрокуратура понимает цену комплектующих без учета доставки и сборки», - продолжает источник CNews.
В качестве собственной версии собеседник CNews предположил, что под оффшорными Генпрокуратура могла иметь ввиду структуры иностранных разработчиков техники: «Может быть, это компании из Юго-Восточной Азии, которые занимаются поставками оборудования?». В «Энвижн» не комментируют ситуацию, поскольку не видели материалов проверки.
Финансирование
С учетом новых изменений, весь бюджет «Электронной России» на 2002 - 2010 гг. составит около 21,2 млрд руб. (в ценах соответствующих лет). Из них около 19,9 млрд руб. выделено из федерального бюджета, около 1,3 млрд руб. – из бюджетов субъектов федерации. При этом первоначально запланированный объем финансирования на этот период составлял около 77,2 млрд руб.
2002—2008
В 2002—2008 годах государство истратило на «Электронную Россию» 16 млрд руб., говорит представитель Минкомсвязи Елена Лашкина.
2009—2010
Несмотря на то, что в августе 2009 года в предварительных расчетах Минфина по бюджету-2010 предполагалось секвестирование объема финансирования «Электронной России» на 55% (до 1,2 млрд руб.), постановление правительства от 17 сентября 2009 не внесло изменений в ранее предусмотренный для программы бюджет (он был утвержден правительством 12 декабря 2008 г.). В итоге в 2010 г. на «Электронную Россию» выделят около 3,1 млрд руб., а в целом в 2009-2010 гг. – 5,9 млрд руб. (из них 5,8 млрд руб. – из федерального бюджета)[1].
Мероприятия ФЦП
Ниже следуют выдержки из пояснительной записки к постановлению правительства «О внесении изменений в ФЦП «Электронная Россия» (2002-2010 годы), сентябрь 2009 года.
ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 годы)» за время реализации претерпела ряд существенных корректировок в своих целях и серьезных изменений в планируемых результатах. Изначально планировалось выполнение Программы в три этапа – 2002 год; 2003-2004 годы; 2005-2010 годы. При этом первоначально запланированный объем финансирования составлял 77 179,1 млн. руб.
В целях повышения эффективности Программы в 2008 году Минкомсвязи России был проведен анализ реализации Программы за период с 2002 по 2007 год. Результаты проведенного анализа показали, что значительная часть мероприятий, реализованных и предусмотренных действующей редакцией программы, носили прикладной характер и были направлены на решение в основном узкоспециализированных технологических задач.
Вместе с тем, из-за недостаточного объема и неритмичности выделения средств на реализацию Программы, в течение первого этапа (2002-2006 гг.) так и не была создана основа единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и органов местного самоуправления, не обеспечена разработка тиражируемых решений по организации электронного взаимодействия, их массовое внедрение и распространение. В связи с этим, в запланированные сроки практически по всем направлениям реализации Программы так и не удалось перейти к решению задач ее третьего этапа.
В рамках Программы запланирована реализация следующих мероприятий:
1.Анализ уровня развития информационных и телекоммуникационных технологий и их использования гражданами, бизнесом и органами государственной власти
Государственный заказчик – Минкомсвязи России
В «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р) обосновывается необходимость оказания государственных услуг населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Раздел II указанной Концепции «Предпосылки для формирования в Российской Федерации электронного правительства» объясняет трудности создания инфраструктуры электронного правительства в прежней архитектуре государственных, ведомственных и муниципальных информационных систем. Выполнение задач Концепции требует проведения научно-исследовательских работ и подготовки аналитических материалов, на основе которых затем будет осуществляться дальнейшее развитие инфраструктуры электронного правительства и разработка долгосрочной целевой программы «Информационное общество» на период 2011-2018 годы. В редакции Программы от 2006 года этот пункт отсутствовал и требует включения в федеральную целевую Программу на 2009-2010 годы. Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 50 млн. рублей, 2010 год – 15 млн. рублей, всего – 65 млн. рублей.
2. Анализ информационных процессов, подготовка системного и технического проектов на создание и эксплуатацию на территории РФ электронного правительства
Государственный заказчик – Минкомсвязи России
В связи с принятием «Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р) необходимо изменить акцент мероприятия Программы на системный подход к проектированию и реализации элементов инфраструктуры электронного правительства.
Системный подход предусматривает выработку единой технологической политики, систему стандартов и унифицированных требований для эффективного использования и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.
Исходя из вышеизложенного, название мероприятия изменяется, как более полно соответствующее разделу IV «Основные мероприятия и направления формирования электронного правительства» «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р).
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 70,38 млн. рублей, 2010 год – 5 млн. рублей, всего – 75,38 млн. рублей.
3. Создание телекоммуникационной инфраструктуры на базе единого оператора. Государственный заказчик – Минкомсвязь России
«Концепция формирования в РФ электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р) предусматривает оказание государственных услуг населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Раздел II указанной Концепции «Предоставление государственных услуг с использованием современных информационно-коммуникационных технологий» описывает ключевые элементы инфраструктуры электронного правительства. Одним из ключевых элементов технологическая платформы – является создание специализированной телекоммуникационной инфраструктуры на базе единого оператора.
Для выполнения целей Концепции и в связи с тем подобное мероприятие в редакции Программы от 2006 года (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 502-П) отсутствовало, требуется включение в Программу на 2009-2010 годы нового мероприятия.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – не требуется, 2010 год – 50 млн. рублей, всего – 50 млн. рублей.
4. Создание распределенной инфраструктуры Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ) для выполнения функциональных задач электронного правительства на базе единого оператора
Данное мероприятие является преемником мероприятия № 9 «Создание федерального центра управления межведомственным информационным обменом и доступом к данным государственных информационных систем» редакции Программы от 2006 года (утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502-П).
В 2002-2008 годах в рамках мероприятия и постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2007 г. № 931 «О некоторых мерах по обеспечению информационного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления при оказании государственных услуг гражданам и организациям» был создан Общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ).
К 2009 году на базе федерального ОГИЦ были созданы опытные образцы программно-технических комплексов (ПТК) федерального информационного и удостоверяющего центров и отработана технология их взаимодействия в составе ОГИЦ, приобретено и установлено необходимое компьютерное и сетевое оборудование и лицензионное программное обеспечение. На ПТК ОГИЦ создан и функционирует в режиме опытной эксплуатации «Интернет-портал государственных услуг», реализующий прототипы оказания государственных услуг в электронном виде.
Изменение названия мероприятие вызвано необходимостью отражения нового характера деятельности - развития инфраструктуры ОГИЦ в направлении региональной экспансии, создания территориально распределенной сети центров обработки данных на базе ОГИЦ в соответствии с требованиями к технологической инфраструктуре электронного правительства, в которых будут размещены удостоверяющие центры и узлы системы межведомственного электронного взаимодействия, а также ПТК информационных систем функциональных элементов электронного правительства.
Для создания и развития Общероссийского государственного информационного центра в рамках новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующие объемы финансирования: 2009 год – не требуется, 2010 год – 40 млн. рублей, всего –40 млн. рублей.
5. Создание сети удостоверяющих центров на базе единого оператора
Государственный заказчик – Минкомсвязи России
Данное мероприятие продолжает мероприятие № 10 «Формирование системы удостоверяющих центров, включая федеральный удостоверяющий центр» редакции Программы от 2006 года (утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2006 г. № 502-П) и будет продолжено в 2009-2010 годах.
Однако «Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р) в подпункте 3 пункта 2 раздела IV «Создание единой инфраструктуры обеспечения юридически значимого электронного взаимодействия» - расширила круг применения удостоверяющих центров, включая в обязательные элементы инфраструктуры электронного правительства. Это требует изменение содержания работ и наименования мероприятия в 2009-2010 годах.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 30 млн. рублей, 2010 год – 20 млн. рублей, всего – 50 млн. рублей.
6. Создание системы управления эксплуатацией инфраструктуры на базе единого оператора
Государственный заказчик – Минкомсвязи России
Мероприятие по созданию системы управления эксплуатацией инфраструктуры электронного правительства в редакции Программы от 2006 года (утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502-П) отсутствовало, поэтому для выполнения задач Концепции возникла необходимость включения в федеральную целевую Программу на 2009-2010 годы нового мероприятия.
Необходимо создание в составе технологической платформы специализированной подсистемы, позволяющей проводить мониторинг работоспособности узлов и элементов инфраструктуры в реальном времени и производить удаленные действия по восстановлению работоспособности узлов и элементов в случае возникновения ошибок и сбоев.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – не требуется, 2010 год – 70 млн. рублей, всего – 70 млн. рублей.
7. Создание и развитие информационной системы для предоставления государственных и муниципальных услуг на основе многофункциональных центров
Государственный заказчик – Минэкономразвития России
В «Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р) обосновывается необходимость оказания государственных услуг населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Подпункт 1 пункта 2 раздела IV указанной Концепции «Предоставление государственных услуг на основе многофункциональных центров» - предполагает создавать для этой цели специальные объекты в инфраструктуре электронного правительства – многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Данное мероприятие в редакции Программы от 2006 года (утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502-П) отсутствовало, деятельность по мероприятию осуществлялась в рамках прежних мероприятий № 15 «Обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети Интернет» и № 19 «Создание типовых программно-технических решений поддержки деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления».
Многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг создаются для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по принципу "одного окна".
В рамках данных мероприятий в период до 2009 года разработано типовое программно-техническое решение на двух платформах (АИС МФЦ), реализующее необходимую базовую функциональность, и предназначенное для внедрения в многофункциональных центрах и сетях многофункциональных центров, создаваемых в регионах РФ.
Типовое решение включает в себя также пользовательскую документацию на систему, спецификации на ИТ-инфраструктуру, типовой пакет нормативно-правовых актов (необходимых для ввода в действие и функционирования системы), методические материалы по подготовке объекта автоматизации и проведению внедрения.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 78,539 млн. рублей, 2010 год – 223 млн. рублей, всего – 301,539 млн. рублей.
8. Создание и развитие системы реестров и региональных порталов государственных и муниципальных услуг
Государственный заказчик – Минэкономразвития России
В рамках указанного мероприятия, к 2009 году государственным заказчиком по данному мероприятию – Минэкономразвития России, разработан пакет методических, нормативно-правовых документов по обеспечению создания системы порталов государственных услуг и типовое программное обеспечение, необходимое для функционирования федерального портала и региональных порталов государственных услуг и ведения реестров государственных услуг. Созданные типовые решения, включающее типовые пакеты нормативно-правовых актов могут быть адаптированы каждым регионом индивидуально и включено в общую систему. Проведена апробация типовых программно-технических решений региональных порталов и реестров четырех пилотных субъектах Российской Федерации, а также проведена подготовка к внедрению в тринадцати субъектах РФ.
Разработанные в настоящее время типовые решения позволяют:
- обеспечить сбор информации о порядке оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, адресной и контактной информации о государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих эти услуги;
- обеспечить сбор информации о ходе оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде и осуществлять автоматизированный контроль соответствия хода исполнения нормативно закрепленному регламенту предоставления услуги на региональном или муниципальном уровне;
- обеспечить автоматическую публикацию в свободном доступе в информационно-телекоммуникацион¬ной сети «Интернет» информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, адресной и контактной информации о государственных и муниципальных учреждениях, предоставляющих эти услуги на типовых муниципальных, региональных и федеральном порталах государственных услуг;
- обеспечить получателям услуг возможность доступа к информации о ходе предоставления им государственных и муниципальных услуг посредством информационно-телекоммуникацион¬ной сети «Интернет»;
- обеспечить сбор и анализ информации о порядке предоставления всех федеральных, региональных и муниципальных услуг в едином центре.
Вместе с тем, в связи с утверждением «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р), круг задач по данному мероприятию расширился.
Вместо отдельных ведомственных и региональных порталов создается технологическая инфраструктура электронного правительства на базе единого национального оператора и на ее платформе создаются единый портал оказания государственных услуг и другие функциональные элементы.
Исходя из вышеизложенного, название мероприятия изменяется, как более полно соответствующее разделу IV «Основные мероприятия и направления формирования электронного правительства» «Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 06 мая 2008 г. № 632-р).
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 75,264 млн. рублей, 2010 год – 157 млн. рублей, всего – 232,264 млн. рублей.
9. Создание инфраструктуры общественного доступа к информации о деятельности и услугам органов власти, предоставляемого с помощью сети «Интернет»
Государственный заказчик – Минкомсвязи России
Данное мероприятие в редакции Программы от 2006 года отсутствовало, однако, частично, в рамках раздела "Обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности государственных информационных ресурсов, создание условий для эффективного взаимодействия между органами государственной власти и гражданами на основе использования ИКТ", деятельность в направлении «Реализация опытных проектов по предоставлению информационных услуг гражданам органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления» проводилась.
К 2009 году была создана опытная инфраструктура общественного доступа к информационно-телекоммуникацион¬ной сети «Интернет» и государственным информационным ресурсам на базе муниципальных библиотек и почтовых отделений, установлены ряд пунктов коллективного доступа в субъектах РФ. Данные центры выполняли, в основном задачи информирования граждан о деятельности органов государственной, федеральной и муниципальной власти, и к 2009 году государственных услуг населению и организациям не предоставляли.
В связи с существенным расширением инфраструктуры общественного доступа возникла необходимость включения нового мероприятия в федеральную целевую Программу на 2009-2010 годы.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 80 млн. рублей, 2010 год – 70 млн. рублей, всего – 150 млн. рублей.
10. Обеспечение регламентированного доступа органов государственной власти, граждан и организаций к данным государственных информационных систем
Государственные заказчики – Минкомсвязи России и Росинформтехнологии.
Мероприятие обеспечивает возможность размещения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, другими государственными органами и органами местного самоуправления на программно-аппаратных средствах Общероссийского государственного информационного центра (ОГИЦ) ведомственных баз данных и обеспечение регламентированного доступа к ним.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 407,039 млн. рублей, 2010 год – 483,900 млн. рублей, всего – 890,939 млн. рублей.
11. Развитие центров телефонного обслуживания граждан и организаций
Государственный заказчик – Минкомсвязи России
Данное мероприятие в редакции Программы от 2006 года (утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. № 502-П) отсутствовало, поэтому для выполнения задач Концепции возникла необходимость включения в федеральную целевую Программу на 2009-2010 годы нового мероприятия.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – не требуется, 2010 год – 40 млн. рублей, всего – 40 млн. рублей.
12. Обеспечение открытости информации о деятельности органов государственной власти и доступности государственных информационных ресурсов для граждан и организаций
Государственный заказчик – Минэкономразвития России
Целью данного мероприятия является повышение открытости информации о деятельности органов государственной власти (обеспечение возможности доступа к ней всех категорий граждан, организаций и институтов гражданского общества) и качества административно-управленческих процессов за счет обеспечения прозрачности деятельности органов государственной власти.
Действующие нормативные правовые акты, регламенты работы органов государственной власти не содержат норм, фиксирующих требования к инструментам обеспечения доступности информации о деятельности государственных органов. На фоне отсутствия традиций обеспечения открытости государственной информации это приводит к тому, что доступ к информации о деятельности государственных органов, в том числе социально-значимой (например, информации о расходовании бюджетных средств, информации о порядке оказания государственных услуг, информации о данных государственных информационных систем) оказывает в высшей степени затруднен. В свою очередь, ограниченность общественного запроса на получение государственной информации, а также наличие неофициальных механизмов получения информации у заинтересованной элиты (государственных служащих, экспертов, журналистов) способствуют консервации сложившейся ситуации.
Описанное положение вещей, которое само по себе негативно сказывается на качестве жизни граждан и имидже государства в глазах граждан и мирового сообщества, влечет за собой снижение качества административно-управленческих процессов – их непрозрачность способствует развитию коррупции и иных злоупотреблений.
В целях соответствия характера мероприятия, указанная деятельность выделяется в отдельное мероприятие. Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 90,749 млн. рублей, 2010 год – 31 млн. рублей, всего – 121,749 млн. рублей.
13. Создание официального сайта РФ в сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд
Государственные заказчик - Минэкономразвития России.
Будет проводиться в 2009-2010 годах.
С 1 января 2010 г. вступают в силу поправки к Федеральному закону от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», предусматривающие размещение информации о государственных и муниципальных заказах на едином Общероссийском портале государственных и муниципальных закупок.
К 2009 году были разработаны эскизный проект и прототип официального сайта РФ в интернете для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов РФ и муниципальных нужд (далее - Общероссийский портал государственных и муниципальных закупок), технический проект Общероссийского портала государственных и муниципальных закупок и смежных систем, технический проект по программно-аппаратному комплексу и подготовка методик приемо-сдаточных мероприятий, технический проект по подсистеме информационной безопасности и подготовка методик приемо-сдаточных мероприятий, технические регламенты эксплуатации Общероссийского портала государственных и муниципальных закупок, а также проведена апробация прототипа и проведение нагрузочного тестирования прототипа Общероссийского портала государственных и муниципальных закупок.
Для создания общероссийского портала государственных и муниципальных закупок в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 103 млн. рублей, 2010 год – 87 млн. рублей, всего – 190 млн. рублей.
14. Создание защищенной системы межведомственного электронного документооборота
Государственный заказчик – ФСО России.
Будет продолжено в 2009-2010 годах.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 87 млн. рублей, 2010 год – 120 млн. рублей, всего – 207 млн. рублей.
15. Обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде, в том числе с использованием сети «Интернет»
Государственный заказчик – Минкомсвязи России и Росинформтехнологии.
Будет продолжено в 2009-2010 годах.
Целью указанного мероприятия является внедрение информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти в целях повышения доступности государственных услуг населению, предоставляемых в том числе с использованием информационно-телекоммуникацион¬ной сети «Интернет».
Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - Система-112) является эффективным решением в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Система-112 предполагается к развертыванию во всех субъектах РФ. Основой Системы-112 являются центры обработки вызовов (ЦОВ). В своей работе Система-112 будет взаимодействовать со всеми существующими едиными дежурно-диспетчерскими службами (ЕДДС) муниципальных образований и дежурно-диспетчерскими службами (ДДС) экстренных оперативных служб.
Завершение создания опытного образца программно-технического комплекса АС "Законотворчество". Создание «Электронного окна» для информирования граждан о законодательной деятельности палат Федерального Собрания и органов законодательной власти субъектов РФ и предоставление им бесплатного доступа к актуальной правовой информации через «Парламентский портал» в информационно-телекоммуникацион¬ной сети «Интернет».
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 318,450 млн. рублей, 2010 год – 260 млн. рублей, всего – 578,450 млн. рублей.
16. Интеграция государственных информационных систем в рамках решения отдельных задач государственного управления
Государственный заказчик – Росинформтехнологии
Будет продолжено в 2009-2010 годах.
Целью указанного мероприятия является повышение эффективности выполнения органами государственной власти закрепленных за ними функций, требующих оперативного и эффективного межведомственного взаимодействия, за счет интеграции ведомственных информационных систем между собой.
Для решения данной задачи необходимо:
- определить основные задачи и направления повышения эффективности государственного управления, требующие оперативного межведомственного взаимодействия, а также приоритеты их реализации;
- провести анализ потребностей заинтересованных органов государственной власти в получении соответствующей информации готовности государственных информационных систем к обеспечению автоматизированного взаимодействия;
- сформировать требования по модернизации и развитию государственных информационных систем, провести анализ подготовленных отдельными органами государственной власти технико-экономических обоснований соответствующих расходов и подготовить соответствующие заключения;
- обеспечить проектирование, разработку и апробирование технологий автоматизированного взаимодействия государственных информационных систем между собой;
- обеспечить создание и отработку типовых проектных решений, необходимых для обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия;
- по результатам модернизации государственных информационных систем обеспечить внедрение соответствующих технологий и программных решений.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 361,100 млн. рублей, 2010 год – 277 млн. рублей, всего – 638,100 млн. рублей.
17. Создание системы информационно-аналитического обеспечения специального назначения
Государственный заказчик – ФСО России. Будет продолжено в 2009-2010 годах.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 42 млн. рублей, 2010 год – 60 млн. рублей, всего – 102 млн. рублей.
18. Развитие системы информационно-технологического обеспечения деятельности Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ, Федерального Собрания РФ
Государственный заказчик – ФСО России.
Будет продолжено в 2009-2010 годах.
Для реализации данного мероприятия в новой редакции Программы необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 368 млн. рублей, 2010 год – 450 млн. рублей, всего – 818 млн. рублей.
19. Создание единого федерального информационного ресурса сведений о банкротстве
Государственный заказчик – Минэкономразвития России.
Будет проводиться в 2009-2010 годах.
Необходимо создание единого федерального информационного ресурса сведений о банкротстве (далее – АИС «Сведения о банкротстве») для обеспечения доступности сведений, подлежащих раскрытию в процессе банкротства, заинтересованным лицам для поиска и анализа (включая предыдущие периоды времени). Единый федеральный информационный ресурс сведений о банкротстве позволит оперативно раскрывать информацию о делах по банкротству, обеспечивать ее актуальность и полноту, а также упростит исполнение уполномоченными органами государственной власти функции по контролю исполнения законодательства.
В Программу вводится отдельное мероприятие, направленное на обеспечение выполнения Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 42 млн. рублей, 2010 год – 20 млн. рублей, всего – 62 млн. рублей.
20. Создание единого портала государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним
Государственный заказчик – Минэкономразвития России.
Для предоставления документарных (документальных) информационно-справочных, аналитических и иных услуг гражданам и организациям, а также органам государственной власти и муниципальных образований на основе данных государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) в электронном виде необходимо создание единого портала государственного кадастра недвижимости и единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – Единый портал ГКН и ЕГРП).
Исходя из вышеизложенного, название мероприятия изменяется, как более полно соответствующее характеру проводимых действий.
Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 35 млн. рублей, 2010 год – 33 млн. рублей, всего – 68 млн. рублей.
21. Перевод предоставления в электронный вид государственных услуг в сфере уведомительного порядка регистрации малых и средних предприятий, лицензирования, декларирования и сертификации товаров, выдачи разрешений хозяйствующим субъектами
Государственный заказчик – Минэкономразвития России
в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства, необходимо в том числе принять меры, предусматривающие преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для ее осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции. Исходя из вышеизложенного, в Программу вводится отдельное мероприятие. Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 101 млн. рублей, 2010 год – 120 млн. рублей, всего – 221 млн. рублей.
22. Развитие единой вертикально-интегрированной автоматизированной информационной системы обеспечения мониторинга результативности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по достижению ими ключевых показателей в области социально-экономического развития РФ, развития промышленности, реализации приоритетных национальных проектов и государственных программ (ГАС «Управление»)
Государственный заказчик – Минкомсвязи России
Название мероприятия изменяется, как более полно соответствующее характеру проводимых действий и Концепции создания государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления и в него включается государственный заказчик в лице Минкомсвязь России.
Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 233,040 млн. рублей, 2010 год – 316,100 млн. рублей, всего – 549,140 млн. рублей.
23. Проведение экспертизы создаваемых в рамках реализации Программы проектных решений
Государственные заказчики – Минкомсвязь России, Минэкономразвития России.
Целью указанного мероприятия является повышение эффективности планирования реализации мероприятий Программы и контроля качества результатов их выполнения за счет привлечения внешней независимой экспертизы на всех основных стадиях реализации проектов - от стадии планирования и подготовки проектов до стадии принятия результатов работ.
На основе замечаний и предложений, содержащихся в экспертных заключениях, дорабатывались как конкурсная и отчетная документация, так и фактические результаты проектов, что существенно повысило качество полученных результатов по реализованным проектам в рамках Программы.
Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 10 млн. рублей, 2010 год – 35 млн. рублей, всего – 45 млн. рублей.
24. Создание системы управления реализацией мероприятий Программы, ведомственной и региональной информатизации
Государственные заказчики – Минкомсвязь России, Минэкономразвития России, Росинформтехнологии.
Название мероприятия изменяется, как более полно соответствующее характеру проводимых действий. Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 138,320 млн. рублей, 2010 год – 67 млн. рублей, всего – 205,320 млн. рублей.
25. Разработка единой системы планирования и мониторинга использования информационных и коммуникационных технологий в деятельности органов государственной власти
Государственный заказчик – Минкомсвязь России.
Для обеспечения эффективности планирования и координации на межведомственном уровне выполнения программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти необходимо разработать процедуры:
- рассмотрения ведомственных и межведомственных целевых программ и проектов внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти;
- мониторинга расходования средств федерального бюджета на реализацию указанных проектов и подготовки соответствующих заключений;
Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – не требуется, 2010 год – 30 млн. рублей, всего – 30 млн. рублей.
26. Создание единой системы управления профессиональным развитием государственных гражданских служащих, применяющих в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии оказания государственных и муниципальных услуг
Государственный заказчик – Рособразование
Будет продолжено в 2009-2010 годах
Целью мероприятия является создание условий для обеспечения необходимого уровня знаний и навыков государственных и муниципальных служащих в области использования информационных технологий. Исходя из более полного соответствия характера проводимых мероприятий «Концепции формирования в РФ электронного правительства до 2010 года» (распоряжение Правительства РФ от 06 мая 2008 г. № 632-р) название мероприятия изменяется. Также, по предложению Рособразования изменяются целевые индикаторы данного мероприятий в сторону более точного отражения результатов деятельности, объективности и измеримости.
Для реализации данного мероприятия необходимо предусмотреть следующее финансирование: 2009 год – 27 млн. рублей, 2010 год – 20 млн. рублей, всего – 47 млн. рублей.
Итоги реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002 -2010 годы)
8 апреля 2011 года, на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации были подведены итоги реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Электронная Россия (2002 -2010 годы)»[1]
Как отметил глава Минкомсвязи, «Электронная Россия» была «флагманским проектом», призванным, прежде всего, привлечь внимание к вопросам информатизации в сфере государственной власти. Широкая известность программы, по мнению министра, свидетельствует о том, что свои пропагандистские задачи она выполнила. Однако размеры финансирования программы на первых этапах, отметил Игорь Щеголев, были несопоставимы с масштабом ее задач (бюджет программы был сравним с годовым бюджетом на информатизацию развитых регионов).
Среди основных результатов, представленных в рамках доклада, посвященного итогам реализации ФЦП «Электронная Россия» до 2008 года можно назвать создание интернет-сайтов органов власти (сайты Президента, Федерального собрания и так далее), создание Федерального информационного центра, государственной информационно-аналитической системы, создание инфраструктуры удостоверяющих центов и так далее.
Однако, по данным доклада об итогах реализации указанной ФЦП, к 2009 году многие цели Программы не были достигнуты. В частности, фактически не было организовано межведомственное электронное взаимодействие при предоставлении госуслуг, кроме того, «типовые решения» не получили широкого применения, а созданные программно-аппаратные комплексы не использовались.
В связи с этим, в 2009 году Программа была перезапущена. Среди прочего в 2009 году единым исполнителем работ по проектированию и созданию инфраструктуры электронного правительства, а также единым национальным оператором электронного правительства был назначен «Ростелеком». Приоритетом обновленной ФЦП стало удовлетворение нужд граждан и ускорение перевода госуслуг в электронный вид. В этом направлении были достигнуты определенные успехи. Главными итогами ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» стало создание системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) и портала госуслуг. Оба этих проекта уже востребованы. «Портал госуслуг эволюционирует от справочника по услугам или доски объявлений к функциональному инструменту, от которого граждане получают реальную пользу», - отметил министр связи и массовых коммуникаций РФ Игорь Щеголев.
Говоря о портале госуслуг, как отмечается в докладе, посвященном итогам реализации ФЦП «Электронная Россия», к 2010 году на едином портале госуслуг и госфункций зарегистрировано 463 тысячи пользователей. На портале предоставляется 79 государственных услуг органов государственной власти. В электронной форме в органы власти направлено 1,360 млн заявлений и запросов. В сводный реестр госуслуг и госфункций внесены сведения о 615 госуслугах и госфункциях федеральных органов власти и внебюджетных фондов.
Что касается наиболее востребованных госуслуг, предоставляемых в рамках Портала в электронном виде, то по данным доклада, наиболее востребованной является проверка наличия выписанных штрафов за нарушение ПДД (более 402,8 тысяч обращений). Далее следует услуга получения загранпаспорта по достижении 18 летнего возраста (350 тысяч обращений), а также услуга извещения о состоянии лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (321 тысяча обращений) и ряд других услуг.
Кроме того, к 2010 году в 50 субъектах РФ реализованы типовые решения в области региональных порталов госуслуг и в 82 субъектах реализованы типовые решения в области реестров государственных услуг. Типовая система обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг (МФЦ) установлена в 30 субъектах РФ. Созданы также порталы госзакупок и госпродаж.
Что касается развития возможностей единого портала госуслуг, то в ближайшее время на едином портале госуслуг, помимо «личного кабинета» для физических лиц, будет реализована аналогичная функция и для юридических лиц. Об этом сообщил замглавы Минкомсвязи РФ Илья Массух на заседании Правительственной комиссии по федеральной связи и технологическим вопросам информатизации. По словам замминистра, юридичекие лица смогут через портал подавать налоговые декларации, документы в Пенсионный фонд, Росстат и прочие ведомства. «Список услуг для юрлиц практически такой же широкий, как и для граждан», - отметил Илья Массух. Регистрация на портале для юридических лиц будет отличаться от существовавшей ранее процедуры регистрации для граждан. У юридических лиц нет необходимости получать по почте код авторизации, им будет достаточно электронной цифровой подписи. Такую возможность они смогли получить благодаря новому закону «Об электронной подписи», который был подписан Президентом 7 апреля 2011 года.
Относительно развития СМЭВ в рамках ФЦП «Электронная Россия», по данным доклада, к 2010 году Система создана и введена в эксплуатацию. По словам заместителя министра связи и массовых коммуникаций Ильи Массуха, СМЭВ помогает в числе прочего решить проблему разрозненности межведомственных информационных систем. Илья Массух сообщил, что около 90 органов власти уже перешли на электронный документооборот, что «избавило от ряда злоупотреблений, таких как подпись задним числом». Илья Массух также считает эффективным решение наделить ОАО «Ростелеком» функциями единого оператора для программ «Электронная Россия» и «Информационное общество».
Важным аспектом реализации ФЦП «Электронная Россия» является расширение сети доступа к госуслугам в электронном виде. В этом направлении, среди прочего, будет продолжаться программа по применению инфоматов. Инфомат – устройство, позволяющее гражданам, не имеющим доступа в Интернет и персонального компьютера, получать доступ к единому порталу госуслуг. На заседании правительственной комиссии Илья Массух также рассказал о расширении сферы применения инфоматов. Замглавы Минкомсвязи напомнил, что в 2010 году в России было установлено 500 инфоматов, в том числе за счет средств фонда универсальных услуг связи. К 2015 году планируется установить 15 тысяч таких устройств. Илья Массух подчеркнул, что министерство, используя для установки инфоматов средства фонда универсальных услуг связи, не намерено увеличивать для операторов ставку отчислений в фонд. «Обременение на операторов усилено не будет, инфоматы будут устанавливаться там, где их можно установить вместо таксофонов и пунктов коллективного доступа в Интернет», - заявил Илья Массух.
В будущем планируется использовать инфомат как таксофон, видеофон, а также как платную точку беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi. «Например, оплатив через купюроприемник инфомата 10 рублей, можно будет получить код доступа к сети Wi-Fi. Таким образом, гражданин, подойдя к инфомату с мобильным устройством, сможет получить беспроводную связь для личных целей», - отметил Илья Массух.
Помимо подведения итогов реализации ФЦП «Электронная Россия» в рамках состоявшегося в минувшую пятницу заседания Правительственной комиссии концепцию развития ситуационных центров представил Роскомнадзор.
Система ситуационных центров нацелена на обеспечение взаимодействия Минкомсвязи России, подведомственных службы и агентств с другими заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе Минобороны, МЧС, а также операторами связи. Ситуационный центр призван не только ежедневно оперативно анализировать помеховую обстановку и эффективность использования радиочастотного ресурса в любой точке страны, но и быть основным инструментом управления в сфере связи и массовых коммуникаций в период кризисных ситуаций.
В 2010 году введены в эксплуатацию ситуационные центры в Москве и в центрах федеральных округов. Для расширения возможностей ситуационных центров Роскомнадзор предлагает создать их в 68 субъектах федерации. Дальнейшие планы развития системы ситуационных центров были в целом согласованы в рамках заседания правительственной комиссии. При этом Роскомнадзору было рекомендовано уточнить принципы функционировании центров вне кризисных ситуаций.
Проверка результатов программы Счетной палатой
9 декабря 2011 года стало известно, что коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки соблюдения законодательства целевого и эффективного использования бюджетных средств в ходе реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)», в том числе результатов формирования инфраструктуры «электронного правительства» в Минкомсвязи России и «Ростелекома». С сообщением выступил аудитор Михаил Бесхмельницын[2].
Первоначально запланированный объем финансирования составлял свыше 77 млрд руб., в том числе средства федерального бюджета - более 50%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - около 30%, внебюджетные источники - 20%.
За время реализации программы в период с 2002 по 2010 г. в нее трижды вносились изменения, касающиеся целей и планируемых результатов. В результате проведенных корректировок ФЦП «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)» цели, задачи и планируемые результаты реализации программы были значительно изменены относительно первой редакции, вследствие чего мероприятия последней редакции программы были направлены исключительно на формирование структуры «электронного правительства».
В ходе реализации программы наблюдалось существенное сокращение объемов ее финансирования в связи с оптимизацией мероприятий в рамках программы и изменений бюджетных назначений. Фактический объем бюджетных назначений за весь период действия программы составил почти 30 млрд руб., сократившись от первоначального объема на 65,5%, в том числе: средства федерального бюджета 75%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации 25%. Финансирование программы за счет внебюджетных источников в соответствие с последней редакцией программы в отличие от ее первоначальной редакции не предусматривалось.
Кассовое исполнение ФЦП «Электронная Россия (2002-2010 гг.)» за весь период реализации составило более 20 млрд руб., или почти 80% от бюджетных назначений. При этом сложившаяся структура кассового исполнения программы не соответствует плановому распределению финансовой нагрузки между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотренному в пропорции, в частности: за счет средств федерального бюджета профинансировано свыше 93,5%, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 6,5%.
Из 42 целевых индикаторов Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)» выполнен 41 целевой индикатор, невыполнение одного индикатора допущено государственным заказчиком Минкомсвязи России по показателю «Количество федеральных органов исполнительной власти, в которых внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного обслуживания», 2 целевых индикатора перевыполнены: показатель «Доля официальных сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты информации о деятельности органов государственной власти» (государственный заказчик Минэкономразвития России) составил 77% при плановом значении 70%; показатель «Количество государственных и муниципальных гражданских служащих, повысивших квалификацию в области использования информационных технологий» (государственный заказчик Минобрнауки) составил 2 862 человек при плане 2500 человек.
Эффективность расходования бюджетных средств, выделенных в 2010 г. на реализацию программы в части достижения ее целевых индикаторов, составила 102,9%.
При этом на коллегии отмечалось, что единственным исполнителем по реализации мероприятий программы был выбран «Ростелеком». В качестве основного довода, приводимого Минкомсвязью России в пользу выбора «Ростелеком», являлось обеспечение экономической эффективности мероприятий программы.
Затраты федерального бюджета на оплату работ, выполненных «Ростелекомом» в 2010 г., по трем государственным контрактам составили 1,3 млрд руб., или 98,9% процента от общего объема стоимости работ, заказчиком которых являлось Минкомсвязи России.
Однако в ходе сравнительного анализа бюджетных расходов, произведенных Министерством с целью финансирования мероприятий программы, и расходов «Ростелекома» на их реализацию установлено, что маржинальный доход «Ростелекома» составил 136,8 млн руб. При этом механизм возврата сэкономленных «Ростелекомом» средств целевого характера в федеральный бюджет условиями госконтрактов предусмотрен не был. Таким образом, указанные средства федерального бюджета не были направлены на мероприятия программы, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, противоречит принципу эффективности бюджетных расходов и соответственно основному условию выбора «Ростелекома» в качестве единственного исполнителя работ по программе.
Указанные средства, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, должны быть возмещены государственному заказчику при дальнейшем финансировании государственной программы «Информационное общество (2011 - 2020 гг.)».
Коллегия Счетной палаты Российской Федерации приняла решение направить представление в Минкомсвязь России. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального собрания.