Заказчики: Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Москва; Государственные и социальные структуры Продукт: АСМ ЭРА (ЭРА Автоматизированная система мониторинга)На базе: ЭРА-ГЛОНАСС ГАИС Дата проекта: 2019/11 — 2020/07
|
Технология: Системы безопасности и контроля автотранспорта
Технология: Системы управления автохозяйством (FMS)
Технология: Спутниковая связь и навигация
|
Содержание |
2020
*Расширение масштабов эксперимента по контролю за транспортировкой скоропорта
13 июля 2020 г. во Владивостоке под руководством Россельхознадзора и Росрыболовства АО «ГЛОНАСС» вместе с партнерами запустили очередной этап эксперимента по обеспечению сквозного контроля холодовой цепи (комплекса организационно-технологических мер, обеспечивающих поддержание необходимого температурного режима на всём пути движения грузов от производителя к потребителю). Реализация проекта даст возможность перейти к полностью автоматизированному мониторингу перевозок скоропортящихся товаров и применить риск-ориентированный подход для контрольно-надзорных мероприятий при перемещении грузов.
АО «ГЛОНАСС» осуществляет общее руководство проектом и обеспечивает работу информационной системы мониторинга. Партнерами выступают АСОРПС (координация в части логистики), ЗАО «Евросиб» (перевозчик скоропортящегося груза) и ООО «Интеллектуальные транспортные системы» (производитель оборудования).
Для сбора и обработки информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры, а также для обеспечения информационного взаимодействия с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») в соответствии с требованиями Россельхознадзора используется автоматизированная система мониторинга на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» («АСМ ЭРА»). Применение ГАИС в ключевом для обеспечения продовольственной безопасности проекте является гарантией, что передаваемая во ФГИС «ВетИС» информация не будет изменена или удалена. Контрольно-надзорные органы, а также заинтересованные участники рынка будут обеспечены полными и достоверными данными об условиях хранения и перевозки грузов.
Ожидается, что эксперимент будет способствовать стимулированию производства нового оборудования и оптимизации уже имеющегося под потребности рынка. АО «ГЛОНАСС» и Россельхознадзор до конца лета 2020 г. будут тестировать на нескольких маршрутах и видах груза максимальное количество предлагаемых решений, после чего выберут оптимальные по цене и качеству. Затем будут финализированы требования к процессу мониторинга состояния скоропортящихся грузов, которые впоследствии могут быть закреплены в нормативных правовых актах.
Ранее состоялась тестовая перевозка груза по железной дороге из Новосибирска в Хабаровск. Тестирование дало возможность выбрать оптимальные параметры для проведения последующих этапов эксперимента.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
В дальнейшем по итогам эксперимента предлагается предоставление сервисов не только для контрольно-надзорных органов, но и для конечного потребителя. Для граждан будет разработано приложение, позволяющее подтвердить, что продукт попал на прилавок без нарушения условий хранения и транспортировки. Таким образом, с рынка постепенно будут вытеснены недобросовестные поставщики и перевозчики скоропортящихся продуктов.
Проект также позволит сократить количество «ручных» проверок перевозчиков, избежать доставки в магазины некондиционного товара и перекладывания убытков ритейла за испорченные при перевозке продукты на конечного потребителя. Всё это суммарно будет способствовать снижению стоимости товара для конечного потребителя, а также оптимизирует затраты всех участников цепочки поставки и продажи скоропортящихся грузов.
«В уникальном для России проекте — с точки зрения масштабов и решаемых задач — используется система мониторинга «АСМ-ЭРА» на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Возможности ГАИС позволяют не только повысить уровень продовольственной безопасности страны, но и снизить издержки перевозчиков и ритейла при транспортировке и хранении скоропортящийся продукции. При этом контрольно-надзорные органы будут обеспечены полной и некорректируемой информацией, поступающей в автоматическом режиме», — прокомментировала старт нового этапа эксперимента Александра Аронова, заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС». |
«К концу лета у нас уже будут предварительные результаты эксперимента: убежден, что они будут положительными. Мы увидим, как работает контрольно-измерительное оборудование, как передаётся надзорным органам информация о состоянии продукции. Уверен, что соблюдение холодовой цепи при перевозке и хранении скоропортящейся продукции станет обязательным условием для всех участников рынка. От этого выиграют все, а главное - потребитель, который сможет приобретать гарантированно качественный продукт», — рассказал Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС). |
«Тестируемый механизм сквозного контроля является частью комплексной технологии транспортировки и мониторинга качества скоропортящейся продукции, где Евросиб выступает интегратором технологических и технических решений. В рамках формирования комплексной технологии Евросибом создан энергомодуль, который способен обеспечить необходимый температурный режим и мониторинг сохранности качества груза в рефконтейнерах на протяжении 30 суток и более. Техническое решение направлено на снижение рисков в части соблюдения технологии. В конце 2019 года разработка получила патент и в скором времени пройдет опытные испытания, результаты которых будут представлены рынку», — отметил Сергей Кондратенко, заместитель генерального директора по проектной деятельности и технической политике ЗАО «Евросиб СПб-ТС». |
«В проекте мы реализовали гибкий аппаратно-программный комплекс, который встраивается в уже существующие бизнес-процессы участников транспортно-логистического рынка. Система имеет возможность дальнейшего расширения до функционала народного контроля для потребителей - мониторинга холодовой цепи от производителя до прилавка. Проект реализован с применением отечественной электронно-компонентной базы, ГЛОНАСС-приёмника, 2/3G модема разработки НИИМА «Прогресс», с возможностью заключения смарт-контракта и формирования электронной накладной во всей цепочке мультимодальных перевозок», — рассказал Захар Кондрашов, исполнительный директор ООО ИТС. |
Запуск системы контроля скоропортящейся продукции через ГЛОНАСС
30 июня 2020 года АО ГЛОНАСС сообщило TAdviser, что под контролем Россельхознадзора стартовала первая перевозка скоропортящегося груза, оснащенная оборудованием постоянного контроля состояния и местонахождения продукции, в рамках утвержденного Правительством РФ эксперимента по сквозному контролю холодовой цепи при транспортировке пищевых продуктов, требующих особых условий перевозки. Эксперимент будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности населения РФ посредством использования информационных систем и технологий для постоянного контроля условий хранения и перевозки товаров. Для сбора и обработки информации, содержащей координатно-временные и температурно-влажностные параметры, используется автоматизированная система мониторинга на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» («АСМ ЭРА»), а также оборудование партнёра АО «ГЛОНАСС» по проекту - ООО «Интеллектуальные Транспортные Системы». Первую перевозку организует и обеспечивает член Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) — ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы». Логистическую составляющую координирует центральный аппарат АСОРПС.
Перевозка носит тестовый характер. Тестируется несколько схем размещения оборудования, режим и корректность работы датчиков в сформированных схемах для выбора оптимальных вариантов в целях обеспечения последующих этапов эксперимента.
В рамках первого старта груз помещен в крупнотоннажный рефрижераторный контейнер, оснащенный термодатчиками, электронными пломбами и другим необходимым оборудованием, подключенным к системе «АСМ ЭРА», а затем направлен по железной дороге из Новосибирска в Хабаровск. Контроль за состоянием груза на всем пути его следования осуществляется с помощью «АСМ ЭРА», обеспечивающей информационное взаимодействие с Федеральной государственной информационной системой в области ветеринарии (ФГИС «ВетИС») в соответствии с требованиями Россельхознадзора.
Участники проекта и регуляторы смогут получить доступ к «АСМ ЭРА» и через веб-интерфейс наблюдать за перемещением транспортных средств или контейнеров со скоропортящимися грузами, отслеживать соблюдение заданного температурно-влажностного режима. Система дает возможность контролировать работу транспортных средств на различных маршрутах; уведомлять заинтересованные стороны при изменении условий хранения и транспортировки груза; анализировать результаты мониторинга.
Эксперимент продлится до конца лета 2020 года, с каждой поездкой он будет усложняться. В ближайшее время планируется «проезд» в формате мультимодальных грузоперевозок: транспортное судно – перемещение по железной дороге – автомобильные транспортировки. Старт следующего этапа под руководством Россельхознадзора и Росрыболовства намечен на июль 2020 г.
Помимо АО «ГЛОНАСС», являющегося одним из ключевых участников пилотного проекта по формированию системы мониторинга грузоперевозок и контроля над соблюдением температурного режима скоропортящихся грузов, ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы» и ОАО «Позитрон» (на конец июня 2020 года – выделенное структурное подразделение ООО «Интеллектуальные Транспортные Системы», специализирующееся на телематических решениях), которые ранее подписали партнерское соглашение об участии в эксперименте, согласие на сотрудничество с АО «ГЛОНАСС» и участие в следующих этапах эксперимента уже выразили члены АСОРПС - «Аврора-Логистик», «Рефперевозки», «Дальрефтранс», ЗАО ИПК «Страж», а также компания «Лорус». Транспортно-логистические операторы предоставляют контейнерное оборудование для масштабного тестирования в рамках различных маршрутов перевозок грузов с помощью автомобильного и железнодорожного транспорта. Поставщики оборудования уже подключены к «АСМ-ЭРА», производятся финальные настройки. Масштабное тестирование имеющихся на рынке решений позволит выбрать наилучшие для закрепления требований на государственном уровне.
АО ГЛОНАСС напомнила, что сквозной контроль холодовой цепи при транспортировке грузов является одной из приоритетных задач транспортно-логистической отрасли. Реализация проекта даст возможность в будущем уйти от тотального физического контроля перевозок скоропортящихся товаров и перейти к риск-ориентированному подходу при проведении контрольно-надзорных мероприятий во время перемещения грузов.
Указанная работа проводится в рамках реализации Плана мероприятий «дорожной карты» по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов, утвержденному поручением Правительства РФ от 01.08.2019 № МА-П9-6562. При разработке российской системы мониторинга участники эксперимента опираются в первую очередь на нормативную базу, в том числе на регламенты Таможенного союза.
Государство уделяет повышенное внимание продовольственной безопасности населения, в связи с чем Правительством была одобрена дорожная карта по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов. Нарушения температурного режима при транспортировке и хранении «скоропорта» (рыба, мясо, овощи, фрукты и т.п.) имеют крайне негативные последствия для здоровья людей. В рамках проводимых АО «ГЛОНАСС» технологических работ особенно важной мы считаем возможность подключения к нашей системе решений различных производителей и выбора лучших из них в качестве обязательных или рекомендованных, – рассказала Александра Аронова, заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС». |
Введение системы по контролю непрерывной холодовой цепи на государственном уровне – это первый шаг к наведению порядка в доставке качественных продуктов питания. До этого этим глобально никто не занимался. Основной плюс системы для экспедиторских компаний, осуществляющих доставку скоропортящейся продукции, заключается в том, что пропадает необходимость предъявлять груз для многократного досмотра ветеринарным и иным контролирующим службам. Это прямая экономия на затратах, связанных с досмотром скоропортящихся грузов, - отметил Президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС) Михаил Синев. |
Холодовая цепь — комплекс организационно-технологических мер, обеспечивающих поддержание необходимого температурного режима на всём пути движения грузов от производителя к потребителю.
2019: Соглашение о взаимодействии при проведении пилотного проекта по формированию системы мониторинга
25 декабря 2019 года компания АО «ГЛОНАСС» сообщила об участии в заседании Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава (АСОРПС). В рамках мероприятия заместитель генерального директора АО «ГЛОНАСС» Александра Аронова и Президент АСОРПС Михаил Синев подписали соглашение о взаимодействии при проведении пилотного проекта по формированию системы мониторинга грузоперевозок и контроля над соблюдением температурного режима скоропортящихся грузов.
АО «ГЛОНАСС» и АСОРПС принимали участие в формировании дорожной карты пилотного проекта. Ассоциация рассчитывает привлечь к реализации пилота максимальное количество операторов рефрижераторного подвижного состава. Ранее АО «ГЛОНАСС» подписало трехстороннее соглашение об участии в пилоте и организации дальнейшей работы по его итогам с ЗАО «Евросиб СПб-Транспортные Системы» и ОАО «Позитрон». Партнеры объединили свои компетенции, технологии и разработки для совместной работы по формированию системы транспортировки и контроля скоропортящихся грузов.
«АО «ГЛОНАСС» выступает за свободный рынок производителей оборудования и за участие операторов подвижного состава в процессе формирования требований к перевозкам скоропортящихся грузов. В том числе, мы хотим привлекать операторов к разработке требований к системам мониторинга и мониторинговому оборудованию, рассказала Александра Аронова
|
Дорожная карта проекта о проведении эксперимента по обеспечению непрерывной холодовой цепи одобрена Правительством РФ и стартует в марте 2020 года. Её внедрение с использованием системы «ЭРА-ГЛОНАСС» позволит контролировать температурный режим в процессе перевозки скоропортящихся грузов по железной дороге. Это, в свою очередь, повысит качество продукции за счёт дополнительного контроля и, как следствие, соблюдения правил перевозки скоропорта, отметил Михаил Синев
|